опубликовано: в 19:07 от eadaily.com
Запад загоняет российскую нефть в танкеры ЕС: Вашингтон и Лондон бьют по серому флоту
Запад продолжает вводить санкции к российскому «Совкомфлоту» и судовладельцам так называемого серого флота. Британский чиновник говорил Bloomberg, что страны «Большой семерки» хотят перевести перевозки нефти и нефтепродуктов из России на танкеры судовладельцев ЕС, через которые можно контролировать потолок цены в $ 60 за баррель.
Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) ввело новые санкции к танкерам российского «Совкомфлота». Под ограничения попали еще 14 судов судовладельца: Anatoly Kolodkin, NS Antarctic, NS Lion, NS Consul, NS Burgas, NS Captain, NS Columbus, Sakhalin Island, Nevskiy Prospect, Georgy Maslov, Liteyny Prospect, Krymsk, NS Creation и NS Bravo.
В этот раз OFAC не стало приводить примеры, как суда обходят потолок цены, а просто сообщило, что танкеры принадлежат «Совкомфлоту», который уже находится под американскими санкциями. Минфин США выдал лицензию на 45 дней, чтобы суда могли свободно разгрузиться.
«Новый анализ министерства финансов США показал, что усиление санкций Соединенными Штатами вынуждает Россию продавать нефть с большим дисконтом и ограничивает ее доходы», — говорится в сообщении.
США начали вводить ограничения к «Совкомфлоту» с октября. В результате под санкциями находится уже 21 танкер компании из более чем девяти десятков. Проблемы могут быть и у судов, которые еще не перевели от операторов Sun Ship Management и Oil Tankers SCF Mgmt FZCO, которые контролируются «Совкомфлотом» и также оказались под санкциями США.
Параллельно США внесли в список ограничений Hennesea Holdings Limited и 18 танкеров компании. А Великобритания накануне, 22 февраля, объявила об ограничениях к трем судовладельцам из ОАЭ и Турции, которые якобы являются серым флотом. Речь идет об эмиратском подразделении норвежско-швейцарской Fractal и турецких Beks Ship Management, Active Shipping. Их общий флот составляет 70 судов.
Таким образом страны Запада пытаются ударить примерно по четверти флота, который не контролируется ими, но перевозит российскую нефть и нефтепродукты якобы с нарушением ценового потолка.
Как сообщает TradeWinds, перестраховочные компании American Club and West of England уже сообщили о том, что прекратили покрытие 24 из 30 танкеров Fractal.
«American Club, который обеспечивал перестраховку двух третей флота Fractal, заявил, что прекратил предоставлять услуги. Оставшиеся восемь судов покрывались West of England, но их уже нет в списке, сообщила компания», — пишет TradeWinds.
Один из британских высокопоставленных чиновников говорил Bloomberg, что «Большая семерка» стремится выбить из-под России серый флот, чтобы та вернулась к перевозке нефти известными европейскими судовладельцами, которые будут соблюдать ценовой потолок в $ 60 за баррель. В «Большой семерке» не раз заявляли, что хотят снизить доходы России, но не ограничивать ее экспорт нефти, чтобы не получить новый энергокризис.
Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко отмечает, что через два года санкционная политика Запада начала принимать более точечные формы.
«Это в определенной степени говорит о постепенной адаптации экономики России к накладываемым рестрикциям и об адаптации самих рестрикций в ответ. Доказательством этого, например, является неработающий „потолок“ цены на российскую нефть — за период с 1 января по 26 февраля 2024 года средняя цена на нефть марки Urals составила $ 68 за баррель. Средняя же цена Urals за период с января по декабрь 2023 года, по данным Минфина, — $ 62,99 за баррель», — замечает Николай Дудченко.
Между тем, отмечает он, говорить о том, что санкции совсем не работают также неверно: «Например, в конце прошлого года мы наблюдали задержки с поставками российской нефти марки Sokol в Индию по причине невозможности проведения расчетов. В текущем году из-за опасений попадания под вторичные санкции мы наблюдаем проблемы с проведением платежей с отдельными банками в Турции и Китае».
Аналитик ФГ «Финам» говорит о том, что «Совкомфлот» ведет свою работу по обходу санкций и меняет, например, регистрацию танкеров.
«Не исключено, что в ближайшее время мы снова увидим очередные ответные меры со стороны компании, — продолжает Николай Дудченко. — Мы не считаем, что санкции в отношении „Совкомфлота“, а также в отношении отдельных физических лиц способны сильно изменить ситуацию с поставками. Однако мы снова возвращаемся к тому, что санкции способны еще больше усложнить саму ситуацию, а значит — еще больше сократить прибыль российских экспортеров».
Независимый промышленный эксперт Максим Худалов замечает, что санкционные суда продолжают совершать рейсы, регулярно выключая транспондеры.
«При этом Красное море для большого количества судов западной юрисдикции закрыто, и поле деятельности для санкционных судов расширяется, — говорит он. — Таким образом санкции лишь ускоряют процесс размежевания рынков, который, скорее всего, запустили для возрождения эффективности посреднического бизнеса».