Амбивалентное отношение – наиболее подходящая характеристика отношения к представителям Великобритании в других государствах. С одной стороны, они пользуются репутацией сдержанных и вежливых владельцев отличных манер, с другой – их винят в снобизме и высокомерном отношении к людям. Ценят за «хабеас корпус акт», изобретение прав человека и бережное внимание к личным свободам, обвиняя в то же время в скупости.
Отдельное явление – юмор англичан, который сам по себе полон взаимных исключений. Нет нации, способной так иронично обыгрывать свои достоинства и недостатки. Само собой, такой подход имеет как фанатов, так и упорных и горячих ненавистников. Вообще Англия – синопсис противоречий и взаимоисключающих характеристик.
Впрочем, о позитивных качествах мы поговорим в другой раз, а сегодня обсудим наиболее раздражающие иностранцев особенности.
Замкнутость
С младых ногтей англичан учат скрывать эмоциональные проявления маской благополучия. Люди могут думать о них всё, что им вздумается – и наоборот, при этом сохраняя вежливость и угодливость.
Этой нации свойственны многочисленные извинения по поводу и без на фоне безграничной толерантности и доведённое до абсолюта нежелание влезать в чужие дела, жизнь соседей и воспитание уличных детей. Им пофиг всё, кроме того, что действительно имеет значение.
Умение с каменным лицом встречать любые жизненные неурядицы вообще одно из наилучших качеств англичанина, впитанное с молоком матери и вколоченное палкой учителя. Без шуток: до 2003 года в частных, а до 1999 – и в государственных школах малолетних паршивцев за двойки и дисциплинарные проступки было принято пороть, ремнём или бамбуковой палкой. В обычных районных школах всё это воспринималось как рядовое событие, а вот в престижных частных мальчишеских пансионатах считалось, что самую суровую взбучку полагается встречать без слёз. А высшая доблесть – сделать это с недрогнувшей нижней губой. А потом ещё и «спасибо» сказать.
В этом отношении хорошим примером является великий британец сэр Уинстон Черчилль, потомок Мальбруков. Он и в школе через всё это прошёл, и политическую карьеру сделал удивительную, а по жизни сочетал мрачный юмор, колкий язык истинного потомка Джона Буля и талант виртуозного актёра.
Высокомерная манера общения
Во время бесед с иностранными гражданами британцы держат себя наособицу и чуть высокомерно, причём дело не в языковых барьерах. Просто дело в том, что патриоты своего отечества убеждены в том, что любой иностранец должен знать их язык и преклоняться перед Британией как вместилищем всего лучшего, что есть на земном шаре.
Уроженец Манчестера, Брукса или Кардиффа не заметит за собой подобных ухваток, но собеседник без труда прочувствует самовлюблённое превосходство над окружающими. Его нетрудно заметить, читая по жестикуляции, позе, мимическим картинам, интонации.
Нетрудно также заметить, сколь распространён в Англии эзопов язык – это наследие времён, когда за вольнодумство полагалась строгая и беспощадная кара.
Дурные манеры отдельных представителей не следует применять ко всем англичанам без разбору, ведь все разные, а стереотипов поведения никто не отменял.
Презрительное и осторожное отношение к чужакам
Много десятилетий Британия провозглашает открытые границы, мультикультурность и принимает многочисленных мигрантов из бывших колоний, однако её жители по-прежнему весьма консервативны и сторонятся чужих обычаев и традиций.
В этом среднестатистический британец похож на нашего стереотипного дурачка Задорнова: если итальянец — то всенепременно грязен и трепло, поляк годится лишь в сантехники, русский — дик и тусит с медведем, а хуже всех прочих – шотландцы (но этим можно, уже три сотни лет как свои) и французы.
В отличие от покойного комика, британцы имели дело с представителями этих наций: торговали, воевали, мирились и враждовали, строили планы и исполняли союзнический долг. Но пафоса и предубеждённости можно было бы и поменьше.
За гранью экономии
Великобритания была первым государством, где счётчики на воду, газ и электроэнергию стали ставить не только в гостиницах, но и в частных и многоквартирных жилых домах.
В зимнее время жители не топят дома, вместо этого кутаясь в тёплую одежду, умывают лицо и моют руки в раковине, заткнутой пробкой. Дети ходят зимой в шортиках, отсвечивая синюшными коленками. А в некоторых консервативных семьях в сельских графствах диваны и кресла предназначены для взрослых, в то время как детям для сидения отведён ковёр.
Веками жители Альбиона существовали в весьма спартанских условиях, но для континентальных гостей такой минимализм, а также сырые стены, соломенные матрасы и два крана – для горячей и холодной воды отдельно – выбешивают.
Старый анекдот времён перестройки про «мыли руки с мылом? Значит, чай будете пить без сахара» подходит этому народу как никому другому.
Равнодушие к быту
Ряд бытовых поведенческих паттернов английских граждан непонятен иностранцу. К примеру, местные люди не брезгливы: им ничего не стоит взять и прочитать брошенную на остановке газету или журнал, присесть на тротуар или бордюрный камень в ожидании автобуса.
Многие блогеры и туристы пишут, что англичане мусорят в общественных местах в разы больше, чем среднестатистический европеец (хотя, думается, речь только про Западную, Северную и Центральную Европу – с Польшей и Украиной по части мусора на городских улицах не сравнится никто).
Равнодушны они и к уборке в собственном жилище. Вы, конечно, помните, что дом англичанина – его крепость. Но на счёт чистоты в крепостном дворе, паутины в зале с фаянсовым троном, малость заплесневевших стен в кладовых с провизией или мышиной норы за старым сундуком в королевской опочивальне никто не говорил.
Тут не бывает отмытых до сверкания окон или посуды, тут редко пылесосят ковры, хотя и дети и взрослые шастают по дому в обуви, игнорируя тапочки. В этом есть что-то подлинно британское и сродственное аристократизму: какая разница, что тарелки грязные. Главное – держаться по-королевски в любых условиях.