опубликовано: в 11:32 от ria.ru
«Уже не просто угрозы»: США идут ва-банк
Спецоперация на Украине разделила мир на два лагеря. США настаивают: нейтралитет тут недопустим, и тот, кто не примкнет к антироссийским санкциям, пострадает сам. Небольшие государства лишены выбора из-за перспективы экономических потерь, однако Китай способен с легкостью обрушить финансы целого континента. РИА Новости разбиралось, как Запад пытается давить на КНР из-за дружбы с Москвой, и чем на это ответит Пекин.
«Последнее китайское предупреждение»
Пока западные страны разрывают деловые связи с Россией, Китай заключает новые контракты. Американская The Washington Post со ссылкой на должностных лиц КНР и США сообщала, что Си Цзиньпин «поручил ближайшим советникам придумать способы помочь Москве финансово, но без нарушения санкций».
В мае морской импорт нефти в Китай резко подскочил до рекордных 1,1 миллионов баррелей в сутки по сравнению с 800 тысячам в прошлом году. В КНР идет сорт ESPO, который претендует на то, чтобы стать эталонным на рынке Северной Азии.
В США настаивают: вырученные от торговли средства Кремль направляет на военные цели. «У нас есть ряд инструментов, которые могут быть рассмотрены, и санкции — один из них», — пригрозили Пекину в Белом доме.
Китайские компании, отказывающиеся соблюдать ограничения, рискуют попасть в черный список Министерства торговли США. В него уже включили пять предприятий, заподозренных в сотрудничестве с российским оборонным сектором: Connect Electronic, King-Pai Technology, Sinno Electronics, Winninc Electronic Co., Ltd., а также World Jetta Logistics Ltd.
Китай не поддержал, но и не осудил спецоперацию. Пекин не присоединился к санкциям и воздержался, когда Генассамблея ООН голосовала за резолюцию о выводе российских войск с Украины. Вместе с тем руководство республики выразило глубокое сожаление, что на «европейском континенте вновь вспыхнул пожар войны».
Давний «камень преткновения» между двумя сильнейшими экономиками мира — Тайвань. Вашингтон — один из ближайших союзников Тайбэя, особенно в оборонной сфере. И это явно раздражает власти КНР.
«Трамп хотел, чтобы Пекин закупал больше американских товаров, поэтому вводил различные таможенные ограничения, — напоминает Рогулев. — При Байдене эти заграждения частично продолжают действовать, например, в отношении крупнейшей корпорации Huawei, которую вытесняют с рынка. Но в основном внимание переключилось на права человека и уйгурский вопрос. Такой подход более мягкий, обострять отношения они не хотели».
Отказаться от этой концепции пришлось из-за Украины. «В Белом доме понимают, что Китай в состоянии обеспечить рынок России. Он продолжит закупать энергоносители и поставлять свои товары», — говорит политолог.
Впрочем, попытки давить одновременно на два государства — Китай и Россию — еще больше сблизит их, и американцам придется «сражаться» сразу на два фронта, добавляет Рогулев: «Как говорится, враг моего врага — мой друг». В конечном итоге из-за агрессивной санкционной политики в ловушку угодят США — баланс сил будет явно не в их пользу.