опубликовано: в 16:21 от eadaily.com
Украина ждет более жесткий ответ российской армии: зачем ВСУ бьют по НПЗ и «Дружбе»
Постоянные атаки дронов ВСУ по российским НПЗ и нефтепроводу «Дружба» привели к внеплановым ремонтам заводов и скачкам оптовых цен на бирже. На боеспособность российской армии это не влияет. При этом цель Киева может быть даже не в попытке организовать перебои с топливом в России и некие социальные волнения. Давление Вашингтона, нацеленного на скорейшее мирное урегулирование, толкает Киев на действия, чтобы спровоцировать еще более жесткий ответ России, который можно трактовать как нежелание самой Москвы вести переговоры, полагают эксперты. По их мнению, ответные удары российской армии проверяют Украину на прочность, но в Киеве хотели бы что-нибудь мощнее и трагичнее.
В июле — августе ВСУ массированно атакуют российские НПЗ дронами и три раза ударили по перекачивающим станциям нефтепровода «Дружба». Экспортные поставки временно останавливаются, а мощности заводов выводят во внеплановый ремонт. По некоторым оценкам, за два месяца могло пострадать 10% перерабатывающих мощностей России. В результате цены на топливо устремились вверх, и их не смог сдержать запрет экспорта бензина с 1 августа.
Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников отмечает, что последствия после атак есть.
«Мы видим, что как минимум под них спекулянты разгоняют цены на топливо. Будем надеяться, что это сподвигнет начать строительство двух-трех НПЗ, в том числе на Дальнем Востоке», — говорит эксперт.
По данным Петербургской биржи, 20 и 21 августа оптовые цены на Аи-92 и Аи-95 достигли новых максимумов — 72,6 тыс. рублей за тонну и 82,2 тыс. рублей за тонну. В последующие дни, правда, котировки пошли вниз — на 2%.
В Минэнерго обещают ускоренно проводить внеплановые ремонты, в то же время вводить в строй резервные мощности.
Пока атаки ВСУ не повлияли кардинально на ситуацию с топливом в России. В том числе на армию, дефицита дизельного топлива которая испытывать не будет, так как производство дизеля в стране вдвое превышает спрос, и экспорт продолжается.
В ответ Украина получает по нефтебазам, газокомпрессорным станциям и Кременчугскому НПЗ, который работает на сниженной мощности. Это грозит стране серьезными коллапсом инфраструктуры, если ответные удары продолжатся. Однако ВСУ не останавливаются, так как их задача — даже не война на истощение, считают эксперты.
«Думаю, это попытки сорвать переговоры. Прочность Украины — это готовность европейцев поставлять топливо в эту страну. Пока Европа демонстрирует готовность воевать дальше. Поэтому на собственные потери властям Украины внимания обращать нет смысла», — говорит Максим Шапошников. Он ожидает дальнейших атак на российскую инфраструктуру: «Так как украинским властям терять нечего, а поддержки из ЕС до конца года должно хватить».
Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что Киев надеется на более жесткий ответ российской армии.
«Мы видели удары по нефтепроводу „Дружба“, по НПЗ, даже попытки ударов по атомным станциям, включая Смоленскую. Поэтому, конечно, это исключительно попытки Украины спровоцировать Россию на какой-то жесткий ответ. Чтобы потом показывать это как некое доказательство того, что Россия недоговороспособна, не хочет мира и с ней не надо вести диалог», — говорит Игорь Юшков.
Он считает, что прекращение боевых действий и конфликта вообще не выгодно руководству Украины.
«Они понимают, что тогда вообще могут оказаться никому не нужны: им радикально сократят финансирование и военную помощь, заставят провести выборы и, скорее всего, поменяют», — продолжает ведущий аналитик ФНЭБ.
«Если бы Украина действительно хотела перекрыть поставки по нефтепроводу „Дружба“, она бы просто остановила прокачку по своей территории без всяких обстрелов. Но они же этого не делают, они специально бьют по территории России, потому что цель — не остановить поставки нефти, а именно вызвать ответную жесткую реакцию со стороны России. Вот в чем особенность подобных ударов ВСУ», — добавляет Игорь Юшков.
Он согласен с тем, что европейские власти также не особо заинтересованы в окончании конфликта, по крайней мере, не на своих условиях, и запас прочности Украины при ответных ударах российской армии не играет никакого значения: «Украина находится на полном внешнем финансовом обеспечении, поэтому чем больше ударов по ним, тем лучше. Вот так они считают».