опубликовано: в 20:58 от rueconomics.ru
Угроза союза России и Китая заставляет Трампа пригласить Путина на G7
Трамповское желание пригласить Россию на саммит G8 вызвало внутренний конфликт в Вашингтоне, считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Непонятен статус России в G8
Президент США Дональд Трамп вступил в очередную пикировку со своим оппонентом на ноябрьских президентских выборах Джо Байденом, причем на этот раз темой риторики стала Россия и исключение нашей страны из G8.
Байден призвал не приглашать Россию на американский саммит G7 из-за того, что это является одной из идей фикс Трампа. Трамп не один раз об этом говорил, чем вызвал переполох как в самих США, так и в западном политическом сообществе.
Против участия России на G7 открыто выступил премьер-министр Канады Джастин Трюдо и ряд других лидеров, хотя итальянцы, французы и японцы не против снова увидеть Россию на главном западном саммите, но решение должно быть консенсуальным, а это невозможно из-за того, что оппозиция Трампу существует как внутри, так и снаружи США.
Несмотря на это, трамповский ответ Байдену выглядит сенсационно. Во-первых, хозяин Белого дома напрямую обвинил его в коррупции, а во-вторых, заметил, что причиной исключения РФ из G8 стал проигрыш команды Обамы Москве. Якобы Кремль настолько сильно обыграл Обаму, что последний не захотел видеть нашу страну в G8 и продавил свое решение у других западных правительств.
В 2014 году саммит G8 должен был состояться в Сочи, но украинские события привели к отказу западных лидеров прибыть в Россию. В результате это событие было проведено в Бельгии, а членство России в G8 официально приостановлено.
На следующий год на саммите в Баварии было заявлено, что Россия может вернуться в G8, «если выполнит Минские соглашения», но канадский премьер Стивен Харпер заявил, что это невозможно, пока нашу страну возглавляет Владимир Путин. После чего официальных заявлений по РФ в G7 сделано не было, из-за чего непонятен статус нашей страны в этой площадке.
По идее членство РФ в G7-G8 может быть восстановлено путем банального приглашения российской стороны, но оно должно быть сделано не от лица одного Трампа, а от всех участников данной платформы.
Москва на риторику G7 не реагировала, хотя президент РФ Путин отметил, что это не международная площадка, а клуб по интересам. Так ситуация развивалась до тех пор, пока Трамп не разбавил ситуацию тезисом о возвращении Москвы.
Россия нужна Трампу для Борьбы с Китаем
«В пикировке Трампа и Байдена есть краткосрочный и долгосрочный аспекты. Первый из них связан с президентской кампанией в США, которая накладывает на эту риторику прямой отпечаток», — констатирует Васильев.
По словам Владимира Сергеевича, в новых выборах США, как и в прошлых существует большая антироссийская часть. Она связана с публикациями The New York Times, мемуарами Болтона и другими моментами внутренней политики США.
«Идея Трампа пригласить в Россию на американский саммит G8 остается, а примет ли ее Москва или нет – ответить довольно сложно, но перед нами линия американской администрации. С точки зрения президентской кампании участие России на саммите G8 может сыграть против Трампа, а вот в долгосрочном плане, если он будет переизбран, это другой порядок вещей», — резюмирует Васильев.
Если Трамп успешно пройдет выборы, то, как считает эксперт, линия на возвращение России в G8 или в «в концерт великих держав» будет продолжена. Она объясняется резким охлаждением американо-китайских отношений.
«Когда Трамп в 2016 году говорил о своем желании примириться с РФ, подразумевалось его стремление оттащить Москву от Пекина, приблизить ее к Западу и улучшить двусторонние отношения Москвы и Вашингтона», — заключает Васильев.
За последние четыре года данный императив усилился, причем это произошло в самое последние время, поскольку до 2019 года США не так резко конфликтовали с Китаем несмотря на повсеместно агрессивную риторику Трампа.
«На сегодняшний день все говорят, что конфронтация США и Китая станет основной формой глобальной политики на ближайшие десятилетия. Поговаривают даже о Холодной войне, которая в случае Москвы и Вашингтона продолжалась целых 40 лет. Китай сегодня растущее государство, набирающее очки, поэтому американцы столкнутся с серьезной проблемой», — констатирует Васильев.
Поэтому такая линия по России сохраняется в политике Трампа, пусть она входит в противоречие с американскими санкциями против «Северного потока-2» и другими недружественными шагами, которые американцы регулярно себе позволяют.
«Это не личная идея Трампа, а запрос части американской политической элиты, поскольку там опасаются стратегического или даже политического союза между Россией и Китаем. Это станет колоссальным ударом по американским позициям», — резюмирует Васильев.
Фактор Китая является важным для американских выборов
Что касается Байдена, то обамовский вице-президент, как полагает эксперт, продемонстрировал свою негибкость.
«К исключению России из G8 Байден имел прямое отношение, поскольку он в администрации Обамы отвечал за внешнюю политику. Неслучайно, что он оказался на Украине. И если демократы придут к власти, то они продолжат санкционную политику по РФ, но при значительном смягчении американской риторики по Китаю», — заключает Васильев.
По России демократы сохранят политику США, а по Китаю они хотят смягчить стратегию и даже отказаться от развернутой торговой войны.
Поэтому в данной пикировке Трампа и Байдена задействовано огромное количество моментов.