опубликовано: в 11:27 от eadaily.com
Удар по С-400 в Крыму: детали ситуации и контрмеры
Сегодня после полудня, 23 августа, источники в военной разведке противника опубликовали видеоматериал из системы документирования БПЛА оптико-электронной разведки ВСУ, на котором зафиксирован ракетный удар по позициям зенитно-ракетного дивизиона С-400 «Триумф» ВКС РФ близ н. п. Оленевка у западного побережья Крыма.
Тип наносившей удар ракеты противника на текущий момент точно неизвестен, но наиболее вероятно, что речь вновь идёт о малозаметных тактических ракетах Storm Shadow или SCALP-EG.
Возникает следующий вопрос: каким образом Storm Shadow с ЭОП 0,03 — 0,05 кв. м смогла войти в 5-километровую «мёртвую зону» зенитных ракет 48Н6ДМ ЗРК С-400? Ведь хорошо известно, что батарея со всевысотным обнаружителем 96Л6 и радаром подсвета 92Н6 была размещена на равнинной местности близ Оленевки, западные черноморские подступы к которой не перекрывали диаграммы направленности радаров. Более того, данные радиолокационные комплексы на базе высокоэнергетических пассивных ФАР способны обнаруживать цели с ЭОП 0,03 кв. м на удалении до 60 км, что не должно было воспрепятствовать обнаружения, захвату и перехвату.
Тем не менее, есть одна критически важная вводная. Всего в 5 — 7 километрах восточней и северо-восточней предполагаемых позиций С-400 (вокруг населённого пункта Красносельское) раскинулись 130-метровые хребты Тарханкутской возвышенности. Они превышают высоту антенных постов радара подсвета 92Н6 и обнаружителя 96Л6 даже в случае их размещения на универсальных вышках низковысотного обнаружения. Как следствие, обладающая возможностью построения гибкой низковысотной траектории полёта инерциально-навигационная система Storm Shadow могла получить маршрут с преодолением глубокой балки, проходящей через Красносельское с выходом на «горку» на подлёте к Оленевке. Буквально сразу же после реализации режима «горка» и выхода из-за рельефа Тарханкутской возвышенности ракета Storm Shadow могла оказаться в «мёртвой зоне» батареи С-400. При этом даже у прикрывающего мертвую зону С-400 ЗРПК «Панцирь-С1» могло не хватить времени реакции на взятие цели и перехват.
Предполагаемый низковысотный маршрут подлёта ракеты противника к «мёртвой зоне» ЗРДН С-400 близ Оленевки
Каким образом можно было пресечь удар?
Во-первых, — это организация регулярного посменного боевого дежурства над Крымом самолётов ДРЛОиУ А-50У, способных обнаруживать Storm Shadow на удалении 80 — 100 км с помощью РЛК «Шмель-М» и выдавать целеуказание тактической авиации, включая истребители Су-30СМ и перехватчик МиГ-31БМ.
Во-вторых, — это насыщение зенитно-ракетных полков Войск ПВО-ПРО комплексами, зенитные ракеты которых оснащены активными радиолокационными ГСН, обеспечивающими перехват малоразмерных целей за пределами радиогоризонта и элементами рельефа местности. К подобным зенитным ракетам относятся 9М317МА комплексов «Бук-М3А», а также 9М96ДМ комплексов С-350 «Витязь». Данные противоракеты обладают активными радиолокационными ГСН семейства «Сланец». При определённых программно-аппаратных доработках шины обмена данными эти головки будут способны получать целеуказание по приближающимся из-за радиогоризонта средствам воздушного нападения противника от самолётов ДРЛОиУ А-50У, а также сторонних наземных радиолокационных комплексов типа «Подлёт-К1».
При этом опционально зенитные ракеты 9М96ДМ могут быть интегрированы в боекомплект ЗРК С-400, резко увеличив его потенциал в противодействии сложным баллистическим и аэродинамическим объектам с малой ЭПР. И вот некоторые из ключевых деталей.
Несколькими днями ранее на одной из провинциальных дорог Индии была запечатлена пусковая установка 51П6А экспортной модификации ЗРК большой дальности С-400 с комбинированным боекомплектом, представленным как штатными экспортными зенитными управляемыми ракетами большой дальности 48Н6Е3 (аналог 48Н6ДМ для ВКС РФ с дальностью 250 км), так и сверхманевренными ЗУР 9М96Е (аналог 9М96Д ВКС РФ с дальностью 45 км).
Как известно, боекомплект ЗРК С-400 «Триумф» для ВВС, а затем Воздушно-космических сил России изначально предусматривал комплектацию двумя или даже тремя типами ЗУР для формирования эшелонированных позиционных районов ПРО — 48Н6ДМ, 9М96Д и 9М96ДМ, где последние размещались в счетверенном транспортно-пусковом модуле вместо одиночной ТПУ для ЗУР 48Н6ДМ. Зенитные ракеты 48Н6ДМ обладают максимальной скоростью полёта до 2600 м/с, высотой эффективного перехвата маломаневренных сверхзвуковых и гиперзвуковых целей до 37 — 40 и эффективно дальностью поражаемых целей до 250 км. Максимальные располагаемые перегрузки ЗУР 48Н6ДМ могут достигать 30 — 35 ед., что позволяет перехватывать цели, осуществляющие противозенитные манёвры с собственными перегрузками 15 — 17 ед на высотах до 12 км и 7 — на высотах 25 — 30 км.
Другое дело — зенитные управляемые ракеты линейки 9М96Д/ДМ. Данные изделия являются единственным дефицитным типом противоракет в ВКС России, оснащенным газодинамическими «поясами» двигателей поперечного управления, сопловые блоки которых запитываются от бортового газогенератора посредством управляемых БЦВМ быстродействующих дроссельных заслонок.
Подобные «пояса» обеспечивают ракетам возможность маневрирования с располагаемыми перегрузками до 65 ед., что позволяет перехватывать аэродинамические и баллистические элементы высокоточного оружия, выполняющие противозенитные маневры с перегрузками до 30 ед. на высотах до 12 км и до 10 ед. — на высотах 25 — 35 км. Более того, перпендикулярное импульсное воздействие вектора тяги газодинамического блока в центре масс ракеты 9М96ДМ (в отличие от аэродинамических рулей) обеспечивает в разы более энергичную реализацию перегрузки 20G за период 0,025 с, что в разы увеличивает вероятность поражения высокоманевренных целей.
Отдельные газодинамические «пояса» данных противоракет (в отличие от газоструйных блоков отклонения вектора тяги ЗУР 9М317М комплексов «Бук-М3») позволяют ракете совершать молниеносные поперечные броски на траектории даже после выгорания зарядов РДТТ и даже после снижения скорости полёта до 1500 км/ч. Зенитные ракеты с классическими аэродинамическими органами управления подобными способностями не обладают. Радиус действия ЗУР 9М96ДМ может достигать 130 км, скорость — 1300 м/с, что приближает их по данном параметру ЗУР большой дальности 48Н6Е комплексов С-300ПМ1.
Активные РГСН обеспечивают ЗУР 9М96ДМ возможность перехвата удаленных низковысотных крылатых ракет типа Storm Shadow и БПЛА за пределами радиогоризонта по целеуказанию от сторонних средств радиолокационного обнаружения и/или оптико-электронной / радиотехнической разведки. Аналогами ЗУР 9М96ДМ являются американские ЗУР MIM-104F PAC-3MSE комплексов Patriot PAC-3MSE и французские Aster-30 ЗРК SAMP-T и его корабельной версии PAAMS.
Тем не менее, в связи с 20-летней программой доводки программно-аппаратной части активных радиолокационных головок самонаведения типа «Сланец» все серийные С-400 поставлялись в строевые части Зенитно-ракетных войск лишь с дальнобойными гиперзвуковыми ЗУР 48Н6ДМ.
Ракеты же 9М96Д/ДМ (после длительной ликвидации программно-аппаратных проблем) обрели оперативную боевую готовность лишь к 2019 году и стали поступать в БК зенитно-ракетных комплексов С-350А «Витязь» и корабельных ЗРК «Редут», в то время как в боекомплектах отечественных С-400 их замечено пока не было. Тем не менее, сейчас данные ЗУР крайне востребованы в БК ЗРДН С-400.
Также вполне вероятно применение по батарее нашего ЗРК С-400 гибридного дальнобойного реактивного снаряда типа GLSDB с планирующим управляемым снаряжением, представленным бомбой GBU-39/B. Один из десятков имеющихся в распоряжении ВСУ подобных снарядов с дальностью до 160 км мог быть запущен по нашему ЗРК расчётом РСЗО HIMARS из окрестностей Херсона, либо устья реки Южный Буг. В данном случае речь может идти о временном (вероятно, внештатном) отключении радиолокационного контура С-400 «Триумф», что может быть подтверждено беспрепятственным объективным контролем с дрона противника процесса нанесения удара.