опубликовано: в 10:21 от dzen.ru
Трагедия одной из самых красивых актрис СССР Нонны Терентьевой
Эта статья посвящена актрисе Нонне Николаевне Терентьевой (Новосядловой). Девочка появилась на свет в семье военного и театральной актрисы в Баку. Отец выбрал необычное имя, ему понравились инициалы Н.Н.Н.- Нонна Николаевна Новосядлова. Ее школьные годы прошли в Румынии, по месту службы отца.
Когда Нонна решила поступать во ВГИК, на курс должны были принять тринадцать человек, а поступающих было три тысячи. Мать Нонны Новосядловой была знакома с известной актрисой Тамарой Макаровой. Макарова пригласила Новосядловых с абитуриенткой Нонной к себе в квартиру на Котельническую набережную.
Их поразила квартира Сергея Аполлинарьевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой с предметами роскоши, огромной в светлых тонах спальней и аквариумом с диковинными рыбками, стоявшим в прихожей. Во время экзаменов во ВГИКе Нонна внезапно растерялась и не смогла пройти отборочные туры. Собрав волю, она решила попытать счастья в Щукинском училище и была принята.
Курс, на который поступила Нонна, был «звездным «, ее однокурсниками были Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Татьяна Егорова, Наталья Селезнева, Владимир Долинский, Галина Яцкина.
Нонна начала сниматься начала еще в студенческие годы. Первой работой в кино был военный фильм «Самый медленный поезд» режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Вскоре режиссер Иосиф Хейфиц пригласил ее на съемки своего фильма «В городе С.» по рассказу Чехова «Ионыч». Она сыграла капризную Екатерину Туркину. С Никитой Михалковым, который был на курс младше, Нонна снялась в короткометражке «Шуточка». Нонна год проработала в Московском драматическом театре имени Станиславского. Из театра ее «выжила» Майя Менглет. Прима терпеть не могла молодых и красивых дебютанток.
Нонна Терентьева.
На «Новосядлову» ходили смотреть еще пока не как на артистку, а как на красивую девушку полюбоваться. Ей приходилось убегать от воздыхателей по черной лестнице. В период учебы у Нонны было множество поклонников, самым настойчивым был поэт Игорь Волгин.
«За театром Вахтангова есть переулок —
между старым Арбатом и новым Арбатом,
где, шалея от ревности, юный придурок,
я полночи маячил в подъезде щербатом.
И пока совершались события в мире
и влеклись к коммунизму народы Союза,
без особых претензий, на съемной квартире
проживала звезда театрального вуза»- писал поэт Игорь Волгин.
Их яркий роман не имел продолжения. Нонна, окончив институт уехала в Киев, где жили родители.
В 1967 году Нонна вышла замуж за Бориса Терентьева, отец которого занимал пост заместителя министра. Вскоре после свадьбы Нонну Терентьеву и Анатолия Папанова с фильмом «В городе С.» отправили на Каннский фестиваль. В составе делегации были Сергей Бондарчук с исторической эпопеей «Война и мир», исполнители главных ролей — Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева. В коридорах «Мосфильма» за несколько дней до отъезда девушка встретила Людмилу Савельеву. Молодые актрисы жаловались друг другу, что на фестиваль им совершенно нечего надеть.
Ситуацию спасла бабушка Нонны. За двое суток она и ее подруги в киевском ателье сшили Нонне девять нарядов из шифона и шелка. Нонна, менявшая каждый день наряды, стала героиней светской хроники. Ее фотографии украшали первые страницы изданий. Людмила Савельева, у которой был один единственный наряд, перестала в ней разговаривать. После просмотра фильма «В городе С.» к Нонне подошла сама Симона Синьоре и сказала: «Если бы ваш фильм участвовал в конкурсе, то вы бы непременно взяли бы приз за лучшую женскую роль и красоту!»
Прием гостей проходил на вилле Ива Монтана и Симоны Синьоре. В зимнем саду были накрыты столы. За Нонной неотступно следовал незаметный человек в штатском.
Госпожа Синьоре на приеме подарила Нонне розовую сумочку, расшитую пайетками и похвалила ее наряд. Узнав, что наряд сшит бабушкой Нонны, она прислала для бабушки флакон духов. После возвращения на родину руководство решило, что отправлять такую красивую актрису за рубеж опасно. Несмотря на многочисленные приглашения зарубежных киностудий начальство отвечало коротко: «Терентьева занята, у нее много работы…»
Примечательно, что в то время за границей Терентьеву буквально боготворили, особенно летчики. Дело в том, что незадолго до окончания училища Нонна начала работать в театре Станиславского, где ее заметил фотограф Василий Малышев. Малышев предложил сделать портрет актрисы, на что она ответила согласием. В году в Париже на выставке ЮНЕСКО работа Малышева была удостоена первого места. Красотой советской актрисы восхищались, и так вышло, что ее портрет опубликовали в газете, которая издавалась для американских летчиков.
Девушку начали называть «королевой воздуха», летчики буквально засыпали письмами советскую красавицу, предлагая ей руку и сердце. Без преувеличения можно утверждать, что у ног Терентьевой тогда была вся американская авиация. Письма приходили на адрес «Мосфильма». Нонна не отвечала на эти письма, боялась подвести отца-военного.
Семейная жизнь не складывалась. Муж ревновал Нонну. Поздние возвращения после спектаклей, поездки, гастроли, поклонники, комплименты. Нонна переживала, что муж не разделяет ее увлечение профессией. В 1969 году у них родилась дочь Ксения. После развода Нонна с мужем остались в хороших отношениях.
Когда Нонна снималась на киностудии имени Довженко, у нее начался роман с актером Владимиром Скомаровским. Дочке Ксюше к тому времени исполнилось пять лет. Нонна с дочерью переехали к Скомаровскому. Он мечтал о эмиграции в Америку. Когда ему это удалось в 1979 году, он при первой же возможности обещал забрать Нонну и Ксюшу. Какое-то время они переписывались. Нонна и Скомаровский никогда больше не увиделись. А вот дочь Ксения, впоследствии вышедшая замуж за Владимира Машкова, в Штатах зашла в гости к Галине Логиновой, они фотографировались, ужинали, говорили о Нонне. Ксению нашел Скомаровский и сказал: «Я никого так не любил, как Нонну…»
Жили Нонна и Ксения в Москве скромно. Вокруг актеров всегда ходят какие-то слухи и Терентьева не спешила их развеивать — пусть думают, что она жена сына министра и к трапу самолета ей подают личный автомобиль. В конце концов, уметь пускать пыль в глаза — это тоже часть профессии. Да и выглядела она всегда превосходно.
По факту же Нонна сменила несколько театров, где больших ролей ей не предлагали — местные примы никогда не отдали бы ей этой привилегии. В кино также приглашали редко, а потому основным заработком Терентьевой стало участие в концертах и гастроли по всей стране. Организаторы приглашали её часто и любили за терпеливость к практически полевым условиям.
Нонна была очень человечной. На гастролях, по пути в Новороссийск, случилось ЧП: Михаил Пуговкин выпил в станционном буфете и отстал от поезда. Пока все бурно обсуждали произошедшее, Нонна побежала к начальнику следующей станции: «Помогите! Михаил Иванович пожилой человек. Мало ли что может случиться!» Благодаря стараниям Нонны Пуговкину оказали помощь.
Коллеги отмечали, что в Новороссийске все с утра шли на рынок, кроме Нонны. Она же отправлялась на выставки, в музеи со словами: «Я должна все успеть!» Она торопилась жить и работала не щадя себя. Когда артисты жаловались на жизнь, трясясь по разбитой дороге на автобусе, Нонна всех подбадривала: «Это же прелесть! Ведь такое никогда в жизни не повторится…»
Как-то на гастролях у Нонны украли чемодан, а вечером надо быть в праздничном наряде на сцене. Нонна поехала в магазин тканей. Из полутора метров ткани на живую нитку сметала черную роскошную длинную юбку, в которой вышла на сцену. Нонна пела на английском репертуар Эллы Фицжеральд. Она была легкая, воздушная, водевильная, прекрасно танцевала.
Ее партнер по фильму «Крах инженера Гарина» Олег Борисов привел Нонну к Олегу Ефремову в МХАТ. Ее не взяли, потому что она пересекалась репертуаром с ведущей актрисой театра, у которой были нежные отношения с Ефремовым.
Нонну часто принимали за иностранную актрису. Она снялась в роли французской подруги Беаты Тышкевич в фильме «Дворянское гнездо». На московском кинофестивале Нонна и Беата встретились и разговорились. Галина Польских, еще не знавшая Нонну, приняла ее за иностранную гостью фестиваля и обратилась к ней на польском языке.
За ней пытались ухаживать губернаторы и люди из криминального мира. Она мягко пресекала подобные попытки.
За ее нездешнюю внешность Нонну называли «парижская штучка».
Замуж Нонна больше не вышла. Ей часто задавали вопрос, почему она не найдет себе какого-нибудь высокопоставленного мужа, чтобы открыть себе все двери в кинематограф, но Терентьева говорила, что у нее растет дочь и только ради этого она не станет приводить в свою и её жизнь случайного человека.
Такой, думающей прежде всего о своих близких, Нонна осталась до самого конца. Когда у нее диагностировали онкологию, Нонна Николаевна мужественно сражалась несколько лет, никого не посвящая в подробности. Незадолго до своего ухода, она отправила дочь в Германию, чтобы та не видела её слабой. Нонны Николаевны не стало 8 марта 1996 года. Дочери она приготовила подарок — собрав на цифровую кассету все кадры с Ксенией от рождения до последних дней… В последние годы жизни она работала над сценарием собственного мюзикла, но дописать его она так и не успела.
Дочь актрисы как-то сказала, что ее матери было суждено умереть рано, ведь она никогда не хотела стареть. Ей было 54 года. После успеха в фильмах «Крах инженера Гарина» и «Транссибирский экспресс» Нонна неожиданно исчезла с экрана. За ее нездешнюю внешность Нонну называли «парижская штучка» и наверняка думали, что она вышла замуж за какого то заморского принца и уехала за границу, не подозревая что ее уже нет в живых.