Уже более двух столетий исследователи не могут разгадать загадку Этокского идола. Кто и зачем воздвиг памятник? Что означают надписи на нем? На каком они языке? Версий множество. И одна противоречит другой.
«Серый — не характерно»
По старинной петляющей дороге на Нальчик, всего в паре десятков километров от Пятигорска, есть небольшое село Этока. С виду ничего примечательного — небольшая церквушка, деревенские домики.
Но именно здесь, в тихой глуши, 250 лет назад произошло открытие, на долгие годы поставившее археологов в тупик.
В 1773 году молодой естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт отправился сюда с научной экспедицией от Императорской академии наук. Немец на русской службе, он с большим энтузиазмом собирал сведения о быте и нравах осетин, ингушей, чеченцев.
Проезжая по современному тракту Пятигорск — Нальчик, он остановился в окрестностях Этоки. Именно здесь, на берегу одноименной реки, внимание исследователя привлек необычный монумент.
Никто из местных не знал, откуда он, как сюда попал и что означает. Сельчане называли его «Дука Бек». Первая часть — возможно, имя собственное. А вторая — тюркское слово, в переводе означающее «князь».
Гюльденштедт зарисовал диковинку в дневнике, сделал небольшое описание. Под иллюстрацией лишь по-немецки лаконично оставил комментарий: «Серый — не характерно». Дело в том, что среди здешних пород камни такого цвета не встречались.
А по прибытии в Санкт-Петербург включил «объект неясного происхождения» в новый труд «Путешествие по России и горам Кавказа».
Уже через год по его стопам отправились другие исследователи. Хотелось собственными глазами посмотреть, что же такого необычного увидел немец.
Ответ — впереди
Однако в последующие годы не удалось найти хоть сколько-нибудь похожих на Этокский идол письменных памятников. А значит, и проверить гипотезу нельзя.
Кроме того, выяснилось, что предложенный Турчаниновым вариант оказался лингвистической «подгонкой». В этом он сам признался на склоне лет.
Позднее назначение идола пытались определить специалисты института археологии РАН. В вопросе датировки косвенно помогло то самое изображение «рыцарей». Ученые пришли к выводу, что в руках у них вовсе не копья, а ружья. Учитывая тот факт, что огнестрельное оружие попало на Кавказ не ранее XV века, приблизительно установили нижнюю границу создания идола.
Кое-что поведали и надписи на славянском. Они выполнены с допетровской орфографией, следовательно, нанесены не позднее конца XVII столетия. Правда, идентифицировать удалось далеко не все литеры. Не исключено, что часть из них гораздо старше.
А главное, по сей день археологи не смогли найти точное место, где Иоганн Гюльденштедт обнаружил монумент. Путешественник о том умолчал. Значит, тайна кавказской легенды о сыновьях Дауко ждет своего первооткрывателя.