опубликовано: в 08:18 от rueconomics.ru
SWIFT уходит в историю: планы России и Ирана уйти от доллара нашли отклик в ЕС
Россия и Иран приняли решение отказаться от доллара во взаиморасчетах и перейти на национальные валюты. И хотя процесс отказа от доллара во внешней торговле может занять длительное время, история торговых расчетов с Ираном вынуждает Россию действовать быстрее, отмечает эксперт Центра экономических исследований РИСИ Вячеслав Холодков.
Отказ России и Ирана от доллара
Тегеран и Москва приняли решение отказаться от доллара во взаиморасчетах и перейти на национальные валюты, заявил российский посол в Иране Леван Джагарян. По его словам, в 2018 году в национальных валютах производилось 25–30% взаимных расчетов, но в 2019 году стороны постараются увеличить этот показатель до максимально возможных значений, а в случае острой необходимости использовать евро. При этом доллар, как добавляет Джагарян в интервью ТАСС, уже практически выведен из взаимных расчетов.
«В целом отказ от доллара во внешней торговле представляет собой достаточно длительный процесс, его невозможно решить за один год. Что касается торговых расчетов с Ираном, то здесь сама ситуация вынуждает нас действовать быстро и даже где-то в ущерб себе. Все-таки в долларах рассчитываться гораздо легче, его доля до сих пор превалирует в международных расчетах. Доллар занимает первое место и по торговым операциям, и по капитальным операциям, и как резервная валюта для накопления золотовалютных резервов.
По данным SWIFT на доллар в мире приходится около 40% межбанковских расчетов по валютным и капитальным операциям. И если мы переходим на расчеты в национальных валютах с Ираном, то такое решение несет за собой определенные издержки – как материальные, так и ресурсные. Но ситуация вынуждает нас действовать в подобном ключе, потому что и против нас, и против Ирана США объявили санкции, а все расчеты в долларах автоматически попадают под контроль американцев», — объясняет ФБА «Экономика сегодня» Вячеслав Холодков.
В этом смысле переход на расчеты в нацвалютах или в евро может обезопасить обе стороны, поскольку европейцы также не вышли из ядерной сделки с Ираном от июля 2015 года. Они не поддерживают возобновление иранский санкций против Ирана и расчеты в евро таким образом не подпадают под ограничение. Но для нас все равно гораздо выгоднее использовать рубль и риал для двусторонних расчетов.
Опыт ЕС по уходу от SWIFT
Напомним, что в 2018 году правительство Ирана утвердило решение о переходе с доллара на евро в качестве валюты при расчетах в международных транзакциях. Кроме того, иранские госучреждения обязали использовать европейскую валюту при составлении финансовой статистики и отчетов, а ЦБ Ирана начала устанавливать курс риала по отношению к евро. Эксперт Института Ближнего Востока Николай Кожанов объяснил такое решение Тегерана двумя причинами — идеологической и практической.
Принципиальное значение в контексте финансовой стабильности и экономического развития страны для Ирана имеет уход от доллара при торговле с ЕС, так как именно экспорт нефти в Европу остается основным источником валютной выручки для страны. Стоит отметить, что европейские компании также намерены продолжать сотрудничать с Ираном. На прошлой недели главы МИД Франции, Германии и Великобритании представили механизм для международных расчетов с Ираном в обход санкций США. Он носит название INSTEX и является аналогом SWIFT.
«Своими действиями европейцы показали нам путь обхода санкций США и безболезненного отказа от доллара. Можно использовать и своеобразную систему бартера, которая существовала до 1991 года в расчетах СССР со многими развивающимися странами. Компании при товарном обмене в этом случае не используют SWIFT или какую-то другую межбанковской связи. В конце года производится определенный расчет в зависимости от того, в чью пользу складывается сальдо торгового баланса.
Мы с Ираном такой вариант обсуждали еще до заключения ядерной сделки 2015 года. Предполагалось, что наши трейдинговые компании начнут реализовывать нефть не только в России, но и на рынках других стран, взамен мы будем поставлять в Иран сельскохозяйственные товары, машиностроительную продукцию и даже участвовать в каких-то инвестиционных проектов», — комментирует Вячеслав Холодков.
Напомним, что в Минфине РФ ранее озвучивали планы по использованию европейского аналога SWIFT для расчетов за нефть, нефтепродукты и другие сырьевые товары, которые осуществляются исключительно среди европейских банков и финансовых институтов.