В истории уже был Зеленский. И он плохо кончил в 1938-ом.
Из шести первых руководителей Узбекской ССР пятеро были расстреляны в 1938 году. Среди них оказался также Исаак Зеленский.
Исаак Абрамович родился в еврейской многодетной семье саратовского портного в 1890 году и был тринадцатым по счету ребенком. Отец его, Аврум Зеленский, был кантонистом и служил в императорской армии, что давало ему право поселиться за чертой оседлости. Юный Зеленский уже в 16 лет примкнул к большевикам и стал, как говорил Ленин, профессиональным революционером. Это означало в то время уход в подполье, аресты, тюремные заключения, ссылки в Сибирь, побеги и материальную помощь из партийной кассы. И всё это «украсило» биографию И.А.Зеленского.
После февральской революции он перебрался в Москву, где сделал головокружительную карьеру. В 34 года он уже- секретарь ЦК ВКП(б), член оргбюро ЦК, член комиссии по организации похорон Ленина, с 1921 года ответственный секретарь Московского губернского комитета партии. Выше него только старая ленинская гвардия.
В ноябре 1924 года Зеленский прощается с Москвой и убывает в пыльный и далекий Ташкент секретарем Средазбюро ЦК, чтобы «межевать, межевать и еще раз межевать». То есть нарезать границы советских республик на месте бывшего Туркестанского генерал-губернаторства.
В июне 1929 года Зеленский уже возглавляет компартию УзССР. Понятно, с согласия Сталина. Но уже через полгода его меняет Акмаль Икрамов, а бывший «первый» становится просто секретарем узбекского ЦК.
Все дело было в том, что в Кремле устали разбирать жалобы с мест на результаты национально-территориального размежевания и предпочли двинуть на верх коренного «кадра».
«Прокололся» Зеленский на коллективизации. Он выдвинул лозунг «Догнать и перегнать передовые в отношении коллективизации районы Союза». Появилось множество недовольных новой политикой, мощный импульс получило басмаческое движение. А 2 марта 1930 в «Правде» была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов» с критикой всесоюзного форсажа коллективизации.
Зеленский казался Сталину подозрительным из-за тесной связи с Каменевым и Троцким. Потому после Ташкента его «бросили на кооперацию», т.е. отправили в почетную ссылку, но уже в Москву.
В 1938-ом Исаака Зеленского судили за сотрудничество с царской охранкой. Он и сам признал на процессе по делу «право-троцкисткого блока», что скрыл некие документы из архива самарской полиции, где проходил под кличкой «очкастый». Не в пользу Зеленского и был другой факт. Его старший брат Александр был расстрелян еще в 1924, при Дзержинском, именно за службу полицейским стукачом.
По иронии судьбы, раскопавший этот компромат бывший глава НКВД Ягода, сидел рядом на скамье подсудимых и также пошел к стенке.
Лев Троцкий откликнулся из Мексики на гибель Зеленского статьей в «Бюллетене оппозиции». Он писал, что «Фигура Зеленского прошла на процессе бледной тенью. Между тем это крупная фигура». Троцкий тоже думал о компромате, но в своем стиле сделал какой-то половинчатый вывод. Что Зеленский не был агентом царской полиции, но у Сталина были какие-то документы, которые дали ему возможность сломить волю Зеленского.
Скорее всего, Исаак Зеленский поплатился жизнью за участие в заговоре с целью свержения Сталина, намеченного на ноябрь 1937-го.
При Хрущеве Зеленского-младшего реабилитировали и восстановили в партии. Это 18 апреля 1959 года подтвердили генеральный прокурор СССР Р. Руденко и председатель КГБ СССР А. Шелепин. Но про Зеленского-старшего «забыли» и они.
Что логично. Ягода уничтожил все документы еще в 1923-ом.