Шесть пуль от травматического пистолета, трещина в черепе, отёк мозга – таков итог «беседы» жителя города Энгельса Саратовской области с представителями этнической группировки. Как рассказывают местные, эта «бригада» ведёт себя так нагло давно. Просто не все решаются обратиться в правоохранительные органы, потому что предводитель этой компании прикрывается некими знакомствами среди местных силовиков. Однако градус недовольства жителей Энгельса растёт – и вскоре всё вполне может перерасти в то, что произошло совсем недавно в Котельниках, где коренное население взбунтовалось против засилья мигрантов.
«Хулиганство» или попытка убийства?
О том, что в Энгельсе, городе-спутнике Саратова, промышляет этническая группировка, специализирующаяся на наркотиках, которой заправляют выходцы из Азербайджана, а в качестве «бойцов» и «специалистов по порошкам» выступают представители цыганской диаспоры, местные судачат давно. Только, как правило, с ней предпочитали не связываться, поскольку с недовольными расправлялись жёстко и даже жестоко.
Но последний случай, который произошёл в мае в п. Малая Тополёвка, вызвал бурю возмущения даже у привыкших к наглости беспредельщиков жителей Энгельса.
Всё случилось в СНТ «Жигули», где двое приятелей, Александр и Алексей, семьями собрались на пикник на даче у одного из мужчин. Неожиданно к ним нагрянули незваные гости во главе с неким Шахином Аскеровым, с которым у друга хозяина дачи однажды уже случался конфликт. Тогда Александр не испугался азербайджанца, между ними произошла драка и Шахин в ней проиграл. И видимо, затаил обиду, поскольку решил отомстить. Только в этот раз он пришёл не один, а с «группой поддержки».
«Побратимы» Аскерова, вооружённые битами, палками, камнями и травматическими пистолетами (есть видеозапись произошедшего), принялись жестоко избивать Александра. Получил увечья и хозяин дачи Алексей. Он пытался отогнать агрессивную банду от своего дома с помощью газового пистолета, но его ударили кирпичом по голове сзади.
А нападавшие скрылись. И не факт, что история получила бы продолжение, если бы в Сеть не выложили видеозапись с камеры наблюдения.
Тогда правоохранители возбудили уголовное дело по части 2 статьи 213 УК России «Хулиганство, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Достаточно просто посмотреть на кадры этого самого «хулиганства», чтобы понять: на деле это покушение на убийство, а не какая-то «шалость» разгорячённых ребят.
Впрочем, муниципальное управление МВД «Энгельсское» оговаривается: в дальнейшем дело может быть переквалифицировано. Правда, повернуть его могут совсем не в ту сторону, в которую следовало бы, учитывая возможные связи Шахина Аскерова в полиции: он, по рассказам местных, не раз гордо заявлял, что знаком-де с неким «полковником МВД», который, если что, «порешает вопросы».
Этнического фактора нет. «Твёрдо и чётко»
Как повелось издавна в отечественной правоохранительной системе, межнационального характера в конфликте не усмотрели. В официальном комментарии к ситуации на сайте Главного управления МВД России по Саратовской области говорится:
В ходе проверки, проведённой сотрудниками полиции, установлено, что инцидент носил бытовой характер и произошёл между ранее знакомыми мужчинами после распития спиртных напитков. Опубликованная в нескольких телеграм-каналах информация о межнациональном характере конфликта не соответствует действительности.
Правда, почему при этом среди нападавших были азербайджанцы и цыгане, а пострадавшие – двое русских, осталось без разъяснения. Данное сообщение вызвало недоумение и у местных жителей. В саратовских пабликах народ задаётся вопросом, что это, если не межнациональный конфликт, и апеллирует к Следственному комитету и его главе. Руководитель СК, как известно, держит на личном контроле многие дела по преступлениям мигрантов и этнических группировок. Увы, справедливость наши люди всё чаще надеются найти не в ближайшем отделении МВД у закреплённого за конкретной территорией младшего лейтенанта или капитана, а у генерала юстиции Александра Бастрыкина.
Хронология последних ЧП с участием мигрантов в Саратове
Действительно, Саратовская агломерация – непростая с точки зрения миграционной проблематики и этнопреступности.
Так, 25 марта этого года в Саратове около магазина «Красное и белое» на улице Ломоносова азербайджанец Раван Алекбарович Курбанов, ранее судимый за грабёж, и его собутыльники избили и обстреляли из травматического пистолета местных жителей.
Одному из потерпевших проломили голову, второй, Александр Стародубцев, скончался в больнице от полученных травм. У погибшего осталась дочь. Двух азербайджанцев впоследствии отпустили под подписку и им удалось сбежать из города; ещё одного посадили в СИЗО, а остальных отпустили. Якобы в драке они не участвовали, хотя на камерах наблюдения видно, что в потасовке принимала участие целая группа лиц.
Буквально через несколько дней, 1 апреля, мигрант из Азербайджана зарезал ножом охранника в саратовском баре «Ночь» на улице Орджоникидзе. Погиб 20-летний русский парень, пытавшийся уладить конфликт между посетителями заведения. Убийца, Намиг Гаджиев, намеревался скрыться от сотрудников полиции, однако вскоре был задержан и сейчас проходит по уголовному делу в качестве обвиняемого.
К сожалению, «гости» Поволжья не особо церемонятся с коренным населением. Интернет пестрит видеозаписями недоброжелательного или хамского поведения отдельных представителей нацменьшинств. Например, один из саратовцев выложил в Сеть видео, как приезжие ночью включили и слушают этническую музыку прямо в центре города, при этом стреляют из какого-то оружия в воздух. Сюрреализма ситуации добавляет то, что «представление» происходит рядом с отделением полиции №5.
«От правоохранителей нет адекватной реакции»
Проблемы вокруг подобного рода происшествий возникают тогда, когда отсутствует объективная и адекватная реакция со стороны правоохранительных органов в отношении подстрекателей, организаторов и исполнителей преступления, заявил в комментарии к ситуации «Первому русскому» генерал-майор полиции в отставке Владимир Ворожцов:
Не возникает вопросов, кто кому набил лицо: казах буряту или якут ингушу, если при этом правоохранительные органы отработали без всяких ссылок на диаспоры и прочее, сделали всё, что необходимо. Если должной, адекватной реакции нет, тогда общественность реагирует негативно. Что с одних идёт повышенный спрос, а другим по тем или иным причинам удаётся уклониться от наказания. Ключевой принцип снятия этой проблемы – объективное, в полном соответствии с законом реагирование на событие.
По-хорошему, и Административный, и Уголовно-процессуальный кодексы требуют учитывать все факторы, характеризующие личность преступника. И если он являлся членом некой организованной этнической группы, а тем более ранее в составе «группы граждан» совершал преступные деяния, то данные факторы должны служить отягчающими обстоятельствами. Руководствуясь этими принципами, можно купировать проблему этнической преступности, уверен специалист.
Что касается миграционного потока, вопрос о числе гастарбайтеров необходимо решать на уровне высшего руководства. А вот у силовых структур должно быть совершенно чёткое понимание необходимости строжайшего контроля за приезжими гражданами.
В Объединённых Арабских Эмиратах, скажем, коренных жителей едва ли не меньшинство. Остальные – мигранты, работающие на стройках и так далее. Но никто не ставил вопрос относительно возникающих там проблем. Почему? Потому что там всё нормативно урегулировано, контролируется въезд-выезд, поведение иностранных граждан. Контроль осуществляется образцово. Так же нужно делать и у нас, не допуская возникновения этнических анклавов, образования этнических ОПГ и экстремистских групп, практикуя немедленное выдворение за нарушение закона, – считает Владимир Ворожцов.