Несмотря на агрессивную риторику и призывы бойкотировать российские энергоресурсы, Киев по-прежнему от них зависит. Изменился только канал поставок, и появилась наценка.
В ЕС же настроены отказаться от закупок голубого топлива у Москвы к 2027-му, чего бы это ни стоило. Какова цена энергетической «свободы», подробнее в этом материале.
Качают втихомолку
Формально Киев действительно не получает российский газ, однако за прошлый месяц существенно вырос импорт из Венгрии и Словакии: на 13%, до 300 миллионов кубометров, и на 140%, до 268 миллионов кубометров соответственно, сообщает «Страна.ua». Топливо российское, а поставки идут через «Турецкий поток». Эти же страны обеспечивают более двух третей всего импорта на Украину, отмечает политолог, заместитель директора АНО «Центр развития законодательства» Дмитрий Матюшенков. В июле 2025-го было 68,2%.
В приобретении российского газа признавался и первый замглавы энергетического комитета Верховной рады Алексей Кучеренко. «Европа — это единый газовый рынок, и на самом деле действует принцип замещения. Мы не знаем, какой газ мы де-факто покупаем. Я, к сожалению, вынужден разочаровать, мы точно покупаем российский газ, который поступает через «Турецкий поток» и идет, например, в Сербию, в Венгрию. Происхождение молекул мы не можем определить», — заявил он в эфире украинского телемарафона.
Цена «независимости»
Напомним, что Украина неоднократно призывала Европу отказаться от российского газа и тем самым лишить Москву прибыли. В начале мая ЕК представила план, предусматривающий полный отказ от импорта к 2027-му, а в июне официально предложила запретить все поставки как по новым договорам с российскими компаниями, так и по действующим спотовым контрактам. Ввести меру должны до конца года.
Однако даже за номинальный отказ приходится дорого платить: по оценке Матюшенкова, переплата посредникам достигает порядка 25-30% по сравнению с прямыми поставками.
«Ситуация откровенно глупая: если раньше Украина покупала газ по виртуальному реверсу (путем взаимозачетов со странами Восточной Европы), то с января, когда власти перекрыли транзит, газ приходит обходным путем, через «Турецкий поток» и Балканы. Конечно, это выходит дороже», — комментирует эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Кроме того, деньги на топливо также приходится просить у Европы. Таким образом, Украина поддерживает высокие цены на европейском газовом рынке, с одной стороны, оттягивая на себя дополнительные объемы, а с другой — препятствуя прямым закупкам топлива у Москвы.
© РИА Новости / Стрингер Комплекс подготовки экспортного газа на Украине
Что нужно всем
Причем закупать нужно много, так как необходимо обеспечить не только текущее потребление, но и заполнять хранилища на зиму — этим и обусловлен рост импорта в июле, объясняет Гривач. «При этом сложно сказать, сколько именно газа принадлежит локальным компаниям, а сколько закачали европейские трейдеры для собственных нужд, учитывая, что на Украине цены на хранение в несколько раз ниже, чем в ЕС», — указывает эксперт.
В мае украинская консалтинговая компания EXPRO, специализирующаяся на освещении новостей нефтегазовой отрасли, объявила, что запасы опустились до минимума за 11 лет. А в начале июня министр энергетики Украины признал: дела с газом обстоят плохо, в 2025-м придется закупить гораздо больше голубого топлива. Минимальный объем импортного газа, который закачают в хранилища страны, по его словам, достигнет 4,6 миллиарда кубометров.