опубликовано: в 12:01 от mk.ru
Прощай, земля: у кого могут отобрать дачи и огороды
Нерадивых дачников со следующего года вынудят использовать земельные участки только по целевому назначению.
С 1 марта 2025 года россияне не смогут превращать свои земельные участки в «заброшки», где образуются свалки мусора и хозяйничают сорняки со змеями. С этого дня вступает в силу закон, который обязывает землевладельца привести участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением. Не освоил за три года землю в населенном пункте, в садоводческом или огородническом товариществах, можешь ее лишиться навсегда. Какие же участки считают брошенными? Как будет работать механизм изъятия неиспользованной земли? И что это даст СНТ? На эти вопросы искали ответы месте с карельскими экспертами.
Штрафы — не панацея Закон с изменениями в Земельный кодекс был подготовлен в правительстве РФ, где озаботились проблемой брошенных участков. Только за прошлый год в России было выявлено 225 тысяч гектаров неиспользуемых земель, 79 % из которых — земли населенных пунктов. По данным ЕГРН, в стране насчитывается 12,5 миллиона садовых участков и 540 тысяч — огородных. Доля заброшенных участков составляет около 10–15 процентов от их общего числа.
Росреестр в свою очередь разработал два постановления, где прописаны признаки неиспользуемых земельных участков и перечень мероприятий по их освоению. Эти документы позволят новому закону продуктивно работать, считают в ведомстве.
Когда земля неиспользованная Документ Росреестра, где представлены признаки неиспользования участков, еще окончательно не принят, он находится на этапе обсуждения. Поэтому все заинтересованные лица могут оставить свои предложения на федеральном портале. А обсудить им есть что — разработчики новых правил нашли много возможностей для признания земли неиспользованной.
Например, в Росреестре считают, что земельный участок, взятый под строительство, может быть признан неиспользуемым, если в течение двух и более лет на нем не появились фундамент и подземные конструкции. Даже если здание построят, но в течение пяти лет его не зарегистрируют, то это тоже признак неиспользования земли. Под исключения попадают случаи, когда в разрешении на строительство установлены другие сроки.
Неиспользуемыми могут считаться земельные участки и при таких вариантах:
если постройки здесь уже есть, но здания не используются по целевому назначению в течение пяти и более лет;
если у здания разрушены крыша или стены, нет окон или стекол в них, и в течение пяти и более лет здесь не проводится ремонт;
если на земле, где не предполагается капитальное строительство, в течение трех и более лет не осуществляется деятельность, соответствующая правовому режиму земельного участка;
если участок завален мусором или зарос сорняками высотой более 1 м и более чем на 50% своей площади, а его хозяин не проводит работы по очистке в течение года. Частный приусадебный участок с постройками могут признать неиспользуемым, если здесь найдут не только сорняки и мусор, но и в течение трех и более лет не будут выращивать сельскохозяйственные культуры.
«Сегодня никто не собирается изымать участки, выставлять их на торги, перераспределять собственность. Правительство России хочет вернуть людей на их дачи, чтобы земля вовлекалась в хозяйственный оборот. Но сейчас еще есть возможность внести корректировки в документы Росреестра. Они, на мой взгляд, необходимы. Есть вопросы к устанавливаемым признакам неиспользования участков. Например, люди, приобретают участок, сносят старый дом, ставят «времянку», ухаживают за землей, но в течение трех лет не приступают к строительству нового жилища. Разве это неиспользование участка? Стоимость стройматериалов постоянно растет. Далеко не у всех есть средства на то, чтобы сразу залить фундамент и начать возводить новый дом. Поэтому нужно активно принимать участие в общественном обсуждении разработанных Росреестром постановлений. Чем тщательнее мы подойдем к подготовке финальной версии документа, тем эффективнее будет работать механизм изъятия неиспользованных садовых или огородных участников», — считает Игорь Зубарев.