опубликовано: в 12:39 от rueconomics.ru
Польский протест в Еврокомиссию обернулся беспрецедентным подарком «Газпрому»
Антимонопольный протест Польши сделал «Газпром» единственным акционером «Северного потока – 2». Об этом напомнил эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.
Состав акционеров «Северного потока – 2», возмущающий противников проекта, является следствием активности Польши, заявил эксперт. Изначально соглашение о финансировании проекта «Газпром» подписывал совместно с немецкими Wintershall и Uniper, австрийской OMV, французской Engie и британской Shell. Предполагалось, что модель функционирования «СП-2» будет аналогичной первому «Северному потоку», где российский концерн имеет контрольный пакет в 51%, а остальное распределено между его европейскими партнерами.
«Антимонопольная служба Польши подала протест в Еврокомиссию о том, что у двух таких мощных магистральных транзитных газопроводов практически один и тот же состав акционеров, что очень беспокоит борцов с монополиями. Расчет, очевидно, был на то, что все западные учредители «СП-2» подадут в суд, те подадут апелляцию, и так далее. Но эти компании возникли и начали работать с «Газпромом» не вчера. Европейские компании отходят в сторону, становясь инвесторами, а единственным учредителем Nord Stream 2 AG остался «Газпром»», – объяснил Марцинкевич.
Последствия польской жалобы превзошли все самые смелые ожидания российского концерна, считает эксперт. Результатом протестов Варшавы станет то, что «Газпром» будет управлять проектом через структуры, 100% капитала которых принадлежит ему. Это лишь укрепило позиции компании на европейском энергетическом рынке, тогда как поляки рассчитывали нанести по ним удар.
«Разумеется, «Газпром» при разработке проекта «Северный поток – 2» мог мечтать о чем угодно, только не о том, что он останется единоличным его владельцем. Огромное спасибо польской антимонопольной службе за такой подарок. Теперь получается, что единственный владелец Nord Stream 2AG – «Газпром», а компания, которую будут регистрировать в качестве дочерней в Германии, для него будет «внучатой». 100% немецкой компании будет принадлежать швейцарской, 100% акций которой по-прежнему принадлежит «Газпрому». И за все это мы благодарим наших польских соседей», – сказал Марцинкевич на YouTube-канале «Геоэнергетика Инфо».
Польша также навредила себе иском против «Газпрома» с требованием привязать цену газа к спотовому рынку. В результате стоимость голубого топлива для европейских контрагентов концерна растет вслед за спотовыми рекордами, а польская PGNiG пишет «Газпрому» письма с просьбами о новом пересмотре цены на газ – на этот раз с отходом от привязки к бирже.