опубликовано: в 11:07
Польша готова утопить свои земли и потерять миллионы … лишь бы насолить России
С высоты птичьего полета Балтийская (у поляков она зовется Вислинская) коса похожа на полумесяц, качающийся одновременно на соленых и пресных волнах.
Природа здесь – что на польской, что на российской стороне – изумительная. На косе гнездится 96 видов птиц, в том числе 5 внесенных в Красную книгу Балтийского региона. Особую ценность также представляют 13 редких видов растений, включая краснокнижный цветок – пальчатокоренник майский, который в России растет только в Калининградской области и в Крыму. И немного жаль, что туристы сразу дуют к морю, игнорируя вековое изумрудное царство косовских перелесков. Минувшей весной именно этот богатейший лес вырубили поляки для своего прожекта – распила косы.
Если посмотреть на снимки с квадрокоптера, то лесной массив выжжен, словно напалмом. Фото слева.
Как объясняет официальная Варшава, канал сквозь Вислинскую косу обезопасит суда, заходящие в порт Эльблонга, от возможной «российской угрозы». Дело в том, что геополитические реалии в самой западной морской точке России зеркальны ситуации в Керченском заливе. Украинским сухогрузам, чтобы зайти в Азовское море и далее в украинский порт Мариуполь, необходимо пересекать российский Керченский залив. Польским же судам, чтобы попасть в Эльблонгский порт, приходится также проходить по российской территории – Балтийскому проливу. Недавний инцидент в Керчи с украинскими кораблями только подстегнул польских русофобов у власти. Депутат Сейма от правящей партии «Право и справедливость» Ежи Вильк заявил, что, наконец, поляки поймут, «насколько важно решение правительства разрезать Вислинскую косу».
Так все дело в экономике, спросит читатель. В том-то и дело, что с экономической точки зрения строительство канала – это выброшенные на ветер сотни миллионов злотых. Эльблонг – не ахти какой крупный порт в Польше, в подметки не годящийся такому гиганту, как Гданьский морской порт, который расположен непосредственно на Балтике, переваливая практически все морские грузы, идущие в Польшу. Профессора из Гданьского политехнического университета подсчитали, что инвестиции в распил отмели (это порядка 880 млн злотых или 15 млрд рублей) окупятся лишь через… 450 лет. И это при условии, что оборот Эльблонгского порта резко увеличится в 10 раз, достигнув отметки в 1 млн т в год.
К экономической катавасии прибавилась экологическая неразбериха. О ней сочно поведали автору этих строк жители российского поселка, расположенного на самом краю косы. Например, местный рыбак Богдан Маланин, которого я застал за выгрузкой судака на берегу пресного залива, не жалел эпитетов. «Поляки не понимают, что косу размоет к чертям? – закурив, чертыхнулся рыбак. – Пусть из Варшавы сюда приедет кто-нибудь, когда шторм под 30 метров в секунду! Посмотрю, как он устоит на дюнах. И так коса размывается на глазах, уже настолько стало уже, что ее совместно беречь надо, а не дырявить. С каждым годом рыбы все меньше становится в заливе, потому что он солонеет».
Маланин объяснил, что во время приливов-отливов морская вода заходит через Балтийский пролив. А если поляки пророют еще канал, то соленая вода, которая тяжелее пресной, уже с двух сторон станет заходить в залив, и тогда по закону сообщающихся сосудов, как подытожил рыбак: «Хана придет заливу, станет обычная морская лагуна, и вся пресноводная рыба вымрет».
«Польша издевается, – вторит майор запаса Михаил Побережный, работающий экскурсоводом в Парково-музейном комплексе Балтийской косы «Старый люнет». – Евросоюз им запретил раскапывать Балтийскую косу, так они, слышали, что ответили? Мол, мы не Балтийскую, а Вислинскую косу копаем. Уроды, что сказать. Мало того, что из-за этого канала вся пресноводная рыба в заливе погибнет, так сама коса может уйти под воду. Можно будет говорить об экологической катастрофе». Бывший морской офицер объяснил, что течение в Балтийском море неизменно идет с запада на север, то есть изначально подтачивает хрупкую песчаную косу. «Хоть поляки и укрепят свой канал бетоном, нагонная и отгонная вода неизбежно будет размывать инфраструктуру», – прогнозирует Побережный.
Таким образом, если отмести предположение, что власти предержащие в Польше – идиоты, остается лишь один фактор целесообразности вложить круглую сумму в заведомо убыточный и экологически убийственный проект – военный.
ПРОКЛЯТЫЙ ОСТРОВ
О главной военной тайне Польши корреспонденту «Совершенно секретно» на условиях анонимности рассказал офицер запаса Балтийского флота, работавший на оперативных должностях.
«По всей видимости, американцы нашли самую уязвимую точку в обороне Калининградского особого региона – через Вислинский залив. Если посмотреть на карту, то становится ясным замысел США и НАТО. Военно-морская база Балтийского флота дислоцирована в городе Балтийск, но путь к ней проходит через Балтийский пролив. Прегради его и все – нашим кораблям останется, как говорится, только сушить весла. Подобные военно-морские базы, как правило, строят в бухтах и заливах, чтобы обезопасить суда от штормов, но в этом и кроется их ахиллесова пята. Ведь гораздо проще заблокировать выход боевых кораблей из гавани, чем охотится за каждым в открытом море. Канал можно заминировать, заблокировать севшим на мель судном и флот окажется в ловушке. Поэтому военные уделяют самое пристальное внимание безопасности судоходства в таких проливах. Но в отличие от Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, где Севастопольская бухта, Кольский и Амурский заливы не граничат ни с какими странами, только гавань Балтийского флота находится рядом с водной границей иностранного государства, да еще члена НАТО», – рассказал морской офицер запаса.
По мнению собеседника «Совершенно секретно», строительство судоходного коридора сквозь Вислинскую косу необходимо увязывать с насыпным островом, который поляки будут строить одновременно с рытьем канала, используя высвободившийся грунт. Площадь острова эллипсоидной формы немаленькая – 181 га. Для сравнения, площадь государства Монако составляет 202 га, а там проживает 36 тыс. человек. Что это за остров? Польские СМИ уже уведомили, что остров будет закрыт как для туристов, так и для местного люда. А это может означать только одно – объект строят для военных целей, полагает военный эксперт.
«На острове может разместиться подразделение подводных диверсантов, задача которых – минирование судов, проходящих через Балтийский пролив. Также на острове можно установить дальнобойную реактивную артиллерию, которая возьмет на прицел саму военно-морскую гавань Балтфлота. Расстояние до цели с острова – не более 25 миль, по водной глади наши корабли в оптику видно. И, наконец, остров станет гаванью для низкосидящих боевых кораблей, которые как раз зайдут через нововырытый канал. Безусловно, что американские эсминцы с осадкой 10 метров – не ходоки по Вислинскому заливу, но ракетные корветы НАТО с осадкой до 4 метров – датские, германские, голландские – вполне могут прописаться в акватории», – продолжил офицер.
Очевидно, что Россия не пропустит через Балтийский пролив в Эльблонг натовские корветы. Таким образом канал необходим американцам, прежде всего, как военно-транспортный коридор, чтобы доставить в подбрюшье российского эксклава малые боевые корабли. Кроме того, через канал будет осуществляться доставка материально-технической базы для острова.
И еще. Минировать портовую инфраструктуру уже было в практике ВМС США. Во время Вьетнамской войны в 1972 году Штаты лихо провели операцию «Карманные деньги» (англ. Pocket Money). Название красноречиво символизирует циничную изобретательность Пентагона – дешево и сердито. Итак, почти полвека назад морская авиация США сбросила на 6 ключевых северо-вьетнамских портов мины, поставленные на активацию через пять дней (чтобы иностранные суда, в том числе советские, безопасно покинули гавани). В итоге вьетнамцы не сумели разминировать подходы и вынуждены были сесть за стол унизительных переговоров.
«Надеюсь, что командование ВМФ России в курсе всех вышеназванных обстоятельств и имеет четкий план противодействия», – заключил эксперт.
БРЮССЕЛЬ ПОД МОСКВОЙ
Читатель вновь спросит – так почему польские зеленые не протестуют против варварского уничтожения леса, песчаного пересыпи и, как следствие, рыб и птиц? Ведь если не углубляться в военные затеи США, то в раздербанивании Вислинской косы нет никакой политики. Просто на глазах убивают редчайшее произведение природы. Ответ прост: «В нездоровой политической атмосфере нынешней Польши тот человек или организация, кто организовал бы подобный протест, вполне вероятно, был бы задержан и обвинен в том, что он работает на Россию».
Так прокомментировал «Совершенно секретно» известный польский политик Матеуш Пискорский, который на днях сам вышел из тюрьмы. Лидер партии «Смена», открыто критиковавший современный польский режим за то, что он лег под США, на себе испытал бездоказательные обвинения в работе «на Россию». Агентство внутренней безопасности Польши (Agencja Bezpieczeństwa Wewnętrznego (ABW) – Прим. ред.) задержало Пискорского в 2016 году, обвинив в шпионаже в пользу России и продержав в застенках три года. В мае 2019 года суд выпустил его под залог, и хоть он равен стоимости квартиры, уже всем понятно, что настоящих шпионов под залог не выпускают.
«Против строительства канала выступают не только польские, но и германские экологи, но никто из них не рискует митинговать. Их сразу обвинят в связях с Россией, поскольку любая критика нынешнего польского правительства, а тем более американского сюзерена, представляется как сотрудничество с Россией. Польская политическая элита договорилась до того, что уже в Еврокомиссии, осудившей перекоп, видит «руку Москвы». Это полный бред – «Брюссель под Москвой», но именно таким бредом увлекается польская власть», – считает Матеуш Пискорский.
Налицо старые добрые двойные стандарты. Помнится, когда в конце 2000-х годов в Подмосковье возник т. н. конфликт вокруг Химкинского леса, то в экологическую коалицию тут же вошли Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис и Международный социально-экологический союз. А на Вислинской косе вырубили 50 тыс. деревьев, сделав просеку шириной до 1 км, а длиной 1,5 км, и тишина со стороны именитых зеленых движений.
Вместе с тем, польский эксперт полагает, что зловещий сценарий на косе не осуществится, поскольку это исключительно партийный прожект. Более того, прожект одного человека – председателя русофобской правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослава Качиньского. «Да, они вырубили несколько гектаров леса, но, на мой взгляд, вкладывать серьезные инвестиции до выборов в Cейм предстоящей осенью никто не станет. А вдруг ПиС проиграет? – задается вопросом Пискорский. – Важно понимать, что канал – это личный проект Качиньского. Он сам неизменно избирается от Эльблонга и каждый раз, еще с середины 2000-х годов, обещает построить канал для благоденствия округа. Качиньский хочет доказать, что в состоянии заняться крупными инвестициями. Ведь уже было столько осечек. Например, ПиС заявляла, что построит огромный аэропорт в Варшаве, но не получилось, потому что Качиньский поссорился с китайскими инвесторами. Потом была идея создать в Варшаве два небоскреба-близнеца, которые затмили бы «сталинскую высотку» (самым высоким зданием польской столицы является 231-метровый Дворец культуры и науки, построенный с 1952 по 1955 год на деньги Советского Союза. – Прим. ред.). Но вновь скандал – международная компания из Австрии обвинила Качиньского в «крупномасштабном мошенничестве». Так что афера с перекопом Вислинской косы – последняя соломинка, за которую хватается уже немолодой Качиньский».
ЧЕМ-ТО ПОХОЖИМ НА ОСТРОВ РУССКИЙ
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Варварские планы Варшавы побудили российские власти обратить, наконец-то, внимание на инфраструктурную безнадегу на нашей части косы. «Очень красивые, но запущенные места», – так охарактеризовал калининградский губернатор Антон Алиханов эту территорию. По словам косовчан, он – единственный из шести губернаторов в новейшей истории региона, кто за последние 20 лет посетил оторванный от цивилизации поселок.
На Балтийской косе время, действительно, кажется, остановилось. Главная достопримечательность здесь – полуразрушенные ангары Люфтваффе, построенные Третьим рейхом в 1939 году. Отсюда в годы немецко-фашистской агрессии на Советский Союз взлетали торпедоносцы и гидросамолеты-разведчики, нацеленные на «Дранг нах Остен» (Натиск на Восток). После нашей победы ангары стали трофеем Балтийского флота, в них ремонтировали уже советские самолеты-амфибии Б-6 и Б-12. С развалом СССР базу противолодочного вооружения на косе закрыли. Что нынче делать со ржавыми железобетонными скелетами – не знают ни власти, ни военные, ни бизнес.
Простая логика подсказывает, что Балтийскую косу следует окультурить, чтобы туристы валом шли на уникальную песчаную отмель (как это происходит на соседней Куршской косе, которая является национальным парком России). Депутат Госдумы от Калининграда Александр Ярошук даже заявил, что Балтийская коса должна стать «чем-то похожим на остров Русский» (а в случае реализации планов Польши коса действительно превратиться в остров) – с дельфинарием, аквапарком, пристанью для яхт, пляжной инфраструктурой и т. д. Однако военная составляющая на сегодня мешает таким планам. В советское время здесь функционировала военная авиабаза, сегодня дислоцированы батарея противовоздушной обороны и погранзастава «Нормельн» – самая западная застава Российской Федерации. Сегодня в поселке Коса проживает чуть более 700 человек, в основном, семьи бывших военнослужащих, поскольку Балтийская коса для России – это прежде всего стратегический объект Минобороны.
«Иностранные туристы могут въехать на косу только по разрешению ФСБ, причем, для посещения Балтийска необходимо одно разрешение, а для посещения косы – другое, – рассказал «Совершенно секретно» военный пенсионер Михаил Побережный. – Такие разрешения обязаны получить даже граждане СНГ – белорусы, казахи. Как вы понимаете, таким образом мы сразу отсекаем целую категорию туристов. Немногие решаться заморачиваться с этими пропусками».
В подтверждении этих слов одна из местных жительниц, гревшаяся на солнце у причала, рассказала, что сама видела, как недавно «развернули немцев». «Пришел паром, вышли несколько человек с фотоаппаратами, говорят по-немецки. К ним тут же подошли военные, проверили документы и отправили этим же рейсом обратно. Десять минут всего пробыли на косе», – уточнила женщина.
Майор запаса Побережный приехал с семьей на Балтийскую косу в 1980-х годах, служил замкомандира базы противолодочного вооружения. «Я последний, кто отсюда ушел. Авиация была переведена с косы в 1995 году, а меня в 1997 году сократили», – вспоминает косовчанин. По его словам, чтобы начали туристы сюда ездить, надо выкупить землю у Минобороны, поскольку проход вглубь косы запрещен практически сразу за поселком. На сегодня из туристических удобств только прокат велосипедов за 100 рублей в час, четыре магазина да музей с «копаниной» – преимущественно, военными находками, отрытыми в местах кровопролитных боев в апреле–мае 1945 года.
Согласно статистики паромной компании, в 2018 году косу посетило 66 тыс. туристов. Для сравнения, соседнюю Куршскую косу в среднем ежегодно посещают свыше 700 тыс. организованных и транзитных путешественников. Смогут ли ужиться на одном природном объекте две прямо противоположные концепции – закрытая милитаризированная зона и открытый туристический кластер, покажет время. Если к тому часу, коса не уйдет под воду из-за прихоти соседей.
Андрей ВЫПОЛЗОВ
Источник: planet-today.ru