опубликовано: в 09:41 от dzen.ru
Почему в России такие дешевые бананы?
Банан — как много в этом звуке… Наверное, нет в мире человека, который не пробовал банан. Есть страны, где экзотика — это обычные для нас яблоки. Есть места, где никакие фрукты не растут вообще. Но в любом уголке мира самым дешевым фруктом на магазинной полке (за редкими локальными исключениями) будет именно банан. Почему и как же так вышло?
Краткий и простой ответ выглядит так: вся система транспортировки фруктов на большие расстояния затачивалась изначально именно под бананы. Можно сказать, что бананы ее и создали в самом начале 20 века. И она остается оптимизированной лучше всего под этот тропический фрукт. Поэтому возить бананы между континентами выгоднее и дешевле, чем что-то еще, выросшее из земли или на деревьях.
Если объяснять подробнее, то придется углубиться в историю.
Вопреки популярным мифам, дикие обезьяны бананов не едят. Потому что дикий банан под завязку набит крупными и очень твердыми семенами, склеенными вяжущей крахмалистой пленкой. Хорошо знакомой нам ароматной мякоти он не имеет. У дикого банана сердцевина ствола содержит больше питательных веществ, чем зрелый плод.
Люди окультурили банан тысячи лет назад на островах Малайского архипелага. Где, вопреки, опять же, мифам, тропические джунгли вовсе не обеспечивали человеку дармовую еду круглый год. Далеким предкам современных малайцев приходилось вываривать плоды костистого дикого банана, получая из них крахмал, который уже употреблялся в пищу. Кстати, варка бананов до сих пор очень распространена в экваториальной и тропической зоне нашей планеты. Те же тропические индейцы с удивлением смотрят на белых людей, которые едят бананы сырыми.
Упражнения древних малайцев в селекции привели к появлению знакомого нам длинного бананового плода с большим количеством мякоти и без семян. Получившееся растение полностью утратило способность к самостоятельному размножению, и теперь целиком зависит от человека, рассаживающего бананы вегетативно (черенками, грубо говоря).
Вместе с расселением человека по Азии и тихоокеанским островам банан постепенно добрался до Африки. А вот в Центральную и Южную Америку он попал только после плаваний Колумба. И пришелся там очень кстати. В некоторых латиноамериканских странах, например, в Эквадоре, банан является главным продуктом национальной экономики, играя в ней ту же роль, что в России или на Ближнем Востоке играет нефть.
Логично было бы ожидать, что именно Южная Азия, родина банана, станет основой его мирового производства. Но мы видим, что это не совсем так. Дело в том, что для Америки банан — инвазивный вид. Там нет болезней и вредителей этого растения, которые распространены в Азии. Поэтому в Америке банан дает высочайшую урожайность и обеспечивает такую же высокую и стабильную отдачу с коммерческих инвестиций.
Бум банановых плантаций стартовал, когда сотню лет назад американская компания «Юнайтед Фрут» разработала и начала строить пароходы с охлаждаемыми трюмами. А американские же коммерсанты отладили систему морской и сухопутной доставки быстро портящегося фрукта так, что до любого, даже самого отдаленного, потребителя бананы добирались в целости и сохранности за считанные дни. Прибыльность бананового бизнеса в те годы была такова, что ради получения земли под плантации фруктовые компании смещали и назначали правительства целых государств в Латинской Америке, начинали войны и революции. (Тогда и возникло выражение «банановая республика»)
Столь массовое производство, объемы которого весь 20 век только росли (за исключением пары редких банановых кризисов, связанных с распространением болезней растений), обеспечило низкую себестоимость и низкую же конечную цену банана для потребителя.
Россиянам дополнительно повезло с бананами в конце 20 века, когда в Европейском Союзе придумали ограничения на их длину. Да-да. Чиновники ЕС посчитали, что все поставщики на столь высококонкурентном рынке должны находиться в равных условиях, и продавцы слишком крупных и длинных плодов имеют незаслуженное преимущество. Банановый бизнес, до этого делавший ставку на «длиннее и толще», оказался в тупике: половина мировых плантаций давала бананы, не укладывающиеся в новые европейские нормы. И страны вроде России стали для этой части банановой коммерции спасением: можно было не сильно изменять грузовые маршруты, а просто направить часть «европейских» бананов в РФ. По цене ниже, чем она могла бы быть, если бы Европа не капризничала насчет размера.
Весь набор этих факторов и приводит к той, на первый взгляд, парадоксальной ситуации, когда бананы в российских супермаркетах оказываются иногда дешевле морковки. И всегда дешевле растущих в России яблок.