опубликовано: в 15:43 от nahnews.org
Почему украинские националисты потерпели тотальное поражение
Последние годы различные неонацистские, а порой и откровенно нацистские организации и группировки, всё чаще заявляют о себе на постсоветском пространстве. Громче всего их стало слышно с 2014 года на Украине. Киев начал вести себя столь провокационно, что в некоторых соседних странах решили чётко выделить украинских националистов среди других граждан и запретить их символику.
Так сделала Россия. Так же, несмотря на антироссийскую повестку во внешней политике, поступила и Польша. Ещё год назад Варшава одобрила поправку к закону об Институте национальной памяти, которая вводит уголовную ответственность за отрицание преступления украинских националистов.
В «игру» вступил Минск
На днях нижняя палата белорусского парламента утвердила поправки в статью 130 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Теперь за хранение или приобретение в целях распространения нацистской, экстремистской и террористической символики и атрибутики могут дать 5 лет тюрьмы и огромные штрафы.
Особо стоит отметить, что наказания понесут не просто те люди, которые способствуют публичной реабилитации нацизма. В перечень запретов попала бандеровская символика, включающая в себя черно-красный флаг УПА (запрещённая в РФ экстремистская организация), герб батальона «Азов» (запрещённая в РФ террористическая организация), портреты Бандеры и Шухевича, а также разновидности свастик и рун, которые связаны с их идеологией. Беларусь теперь стала ещё одной страной, где украинским националистам вход заказан. В итоге Киев взят в полукольцо стран, которые явно не жалуют украинских националистов.
Социолог: прямые запреты не всегда работают
Дают ли в обществе нужный эффект жёсткие законы, указывающие, что можно говорить и показывать, а что нет? С этим редакции Новостного агентства «Харьков» помогла разобраться генеральный директор «НИИ Социологии» Мария Филь. Она напомнила, что даже в Российской Федерации не всегда действовали запреты на нацистскую символику, литературу и т. п. В 90-е годы при желании такие книжки можно было приобрести почти везде. Всё это тогда было общедоступным.
«Интерес молодёжи всегда подогревает запрет, а его особо и не было. Впрочем, в РФ не было стимулирования на государственном уровне, как на Украине. Проблема в том, что молодое поколение, увлекающееся неонацизмом, с трудом понимает, о чём идёт речь. Они мало читают, анализируют, изучают реальную историю. Но вот негативное отношение к власти у молодёжи в определённой мере присутствует всегда. На Украине в определённый момент неонацизм стали ассоциировать с протестами. В 2014 году на майдане националистов было достаточно много, они играли не последнюю роль в митингах и стычках», – рассказал социолог.
Также Мария Филь отметила, что запреты в Польше, России и Беларуси – это больше политические шаги. По её мнению, переформатировать мировоззрение у населения только такими методами не выйдет:
«Поляки пока ограничиваются прямыми запретами, проводя эдакую черту, которая свидетельствует о том, что Варшава не с ними (украинскими нацистами, — прим.ред.). С Беларусью всё ещё проще. В этой стране в принципе подобные движения и идеи, как и во всех цивилизованных странах, не имеют популярности среди обывателя. В целом, действия Минска в данном случае – это, безусловно, достойный, но всё же больше политический шаг».
У украинских националистов серьёзные проблемы
Впрочем, ситуация на Украине такова, что действия Польши, России и Беларуси в вопросе запрета неонацизма – это наименьшая из проблем для сторонников УПА и им подобных. Более подробно описал ситуацию политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
«Я напомню, ещё до решения Минска ужесточить запреты такой символики, включив в неё эмблемы украинских нацистов, на Украине прошли выборы в парламент. В ходе них стало ясно, что национализм в стране популярностью у населения не пользуется. Три партии, которые разделяют эти взгляды, не смогли набрать на выборах в Верховную Раду даже три четверти голосов», – рассказал политолог.
В беседе с Новостным агентством «Харьков» Погребинский особо подчеркнул, что Польша, Россия и Беларусь запрещают символику УПА и других пособников нацистов на Украине, однако не это наносит им основной ущерб. Процесс идёт независимо от внешнего влияния.
«Национализм на Украине становится менее востребованным и теряет влияние по исключительно внутренним причинам. Мы, конечно, понимали, что политики, придерживающиеся подобной идеологии, не смогут получить большого влияния в Верховной Раде, но мы не думали, что настолько. Националисты провалились именно на Украине, а запреты в Беларуси и других странах – это сторонние процессы, на украинское общество особо не влияющие», – подвёл итог эксперт.