Актриса не так много снималась в кино, как могла бы, но те фильмы, в которых появлялась Татьяна Доронина, в том числе картины «Три тополя на Плющихе», «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», зрители пересматривают с удовольствием и сегодня. Однако сердце её почти безраздельно принадлежало театру. Она была любимой актрисой Георгия Товстоногова, сотрудничала с Андреем Гончаровым, но отдельная часть жизни Татьяны Дорониной – МХАТ имени Горького, которому она отдала больше 30 лет жизни.
Актриса любила и была любима, но сегодня она вынуждена жить не в собственном уютном гнёздышке, а в элитном доме престарелых.
Актриса удивительной судьбы
Татьяна Доронина родилась и росла в Ленинграде, в семье, где никто из её родственников не имел отношения к искусству. Родители её происходили из крестьянской семьи и приехали в своё время в Северную столицу из Ярославской области, где у известной актрисы и сегодня живут родственники. Мама занималась воспитанием дочерей, Татьяны и её старшей сестры Галины, отец же служил шеф-поваром в санатории. А вот в выходные дни он полностью посвящал себя семье, водил всех на прогулки, выставки и в театр. И это при том, что жила семья скромно, если не сказать – бедно. Потом грянула война, отец ушёл на фронт, а мама с Галиной и Татьяной эвакуировались в Ярославскую область. После войны семья воссоединилась, и в жизнь Дорониных вернулись и семейные прогулки, и посещение театра.
Татьяна, глядя на сцену, каждый раз представляла себя в образе главной героини, а незадолго до окончания восьмого класса девочка не выдержала. Ей так хотелось поскорее стать актрисой, что она решила вот прямо сразу ехать и поступать в театральный. Она выбрала Школу-студию МХАТ, прошла все прослушивания, а потом вдруг оказалось, что аттестата-то у неё нет. И талантливой девочке посоветовали сначала получить всё же среднее образование.
После десятого класса Татьяна Доронина из принципа подала документы во все столичные театральные вузы, всюду поступила и… выбрала снова Школу-студию МХАТ, где училась вместе с Евгением Евстигнеевым, Олегом Басилашвили, Михаилом Козаковым на курсе Павла Массальского в мастерской Бориса Вершилова.
По распределению Татьяна Доронина попала в Волгоградский театр, затем перевелась в Театр имени Ленинского комсомола в Ленинграде, а после по приглашению самого Георгия Товстоногова пришла в труппу БДТ, где стала одной из ведущих актрис. В 1966 году Татьяна Доронина переехала в Москву, служила сначала в МХАТ имени Горького, затем в Театре имени Маяковского, в «Сфере», и снова пришла в МХАТ, одну из частей которого и возглавила в 1987 году после раскола.
В кино она начала сниматься в 1956 году, но всегда относилась очень избирательно к своим ролям. Главной любовью в её жизни всегда оставался театр, именно ему она была всегда предана. Наверное, именно поэтому и осталась в результате Татьяна Васильевна одинока. Её страсти просто не хватало ни на что, кроме работы.
С 1987 года она была худруком и директором МХАТ имени Горького, но в 2018 году её назначили президентом театра, а фактически сделали «свадебным генералом» без права руководства. Новый художественный руководитель Эдуард Боярков полностью отстранил Татьяну Доронину от возможности оказывать влияние на кадровую политику и репертуар, и народная артистка почувствовала себя буквально выброшенной на обочину жизни. Она полностью закрылась в себе, перестала общаться с родственниками и коллегами, отказывалась давать интервью и вообще как-то контактировать с внешним миром.
Жизнь после театра
Поначалу Татьяна Васильевна жила в своей московской квартире. Она не общалась с коллегами и журналистами, но зато стала постоянным и очень дисциплинированным пациентом медиков. Она старательно следила за своим здоровьем, периодически проходила обследования и ложилась в больницу, при этом все рекомендации докторов соблюдала в точности.
Некоторые актёры всё же находили возможность поговорить с Татьяной Дорониной, они утверждали, что после своего отстранения от руководства актриса находилась в подавленном состоянии, близком к депрессии. Однако она не позволяла себе ни на минуту расслабиться, боялась показаться проигравшей.
Это только зрители думали, будто Татьяна Доронина человек мягкий и уступчивый. На самом деле у неё есть стальной стержень внутри, который и позволял ей уверенно руководить таким сложным организмом, как театр. Она знала обо всём, что происходило в МХАТе, не упускала из виду мельчайшие детали, умела оперативно реагировать и принимать довольно жёсткие решения. Даже в свои 90 лет она остаётся очень сильным человеком.
Когда Татьяна Доронина перестала сама справляться с бытовыми проблемами, она переехала в санаторий «Барвиха», пребывание в котором обходилось ей в весьма серьёзную сумму, назывались цифры от 700 до 900 тысяч рублей в месяц, но в стоимость при этом входило и питание, и санаторное лечение. Она жила в шикарном трёхкомнатном люксе, позже переехала в двухкомнатный номер. По информации от СМИ, свое проживание в санатории Татьяна Васильевна оплачивала самостоятельно.
Зимой 2022 года актриса заразилась ковидом и была госпитализирована, у неё было поражение лёгких, достигавшее 25%, а ещё врачи боролись с эмоционально нестабильным состоянием своей знаменитой пациентки. По словам Татьяны Дорониной, она провела в стационаре почти 2 недели и была очень довольна, даже говорила, будто попала в рай.
После выписки актриса вернулась в «Барвиху», и тогда несладко пришлось всему персоналу санатория. Как известно, Татьяна Васильевна привыкла повелевать людьми, а после перенесённого ковида она часто капризничала и требовала к себе повышенного внимания.
К тому же у неё начались проблемы с ногами, требовалась сиделка, потому что в обязанности медсестер не входил персональный уход за тяжело больными людьми, да ещё и такими характерными, как Татьяна Доронина. Но она не хотела жить ни с кем в номере, а снимать отдельный для помощницы в столь дорогостоящем санатории было всё же довольно накладно. Спустя три месяца после того, как народная артистка вернулась из больницы, сотрудники учреждения, обслуживающие президента МХАТа, попросили руководство либо позволить им уволиться, либо как-то решить вопрос с Татьяной Васильевной, потому что никак не находили с ней общий язык. К счастью, к радикальным мерам прибегать не пришлось.
Геронтологический центр «Юго-Западный»
Осенью 2022 года множество изданий с возмущением стали писать о том, что народная артистка Татьяна Доронина переехала из санатория в дом престарелых. Завесу тайны над переездом президента МХАТ имени Горького раскрыл нынешний директор и художественный руководитель театра Владимир Кехман. Как выяснилось, ещё летом при содействии мэра Москвы Сергея Собянина и председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина актрису перевезли в геронтологический центр, предоставив ей двухкомнатный номер с собственной кухней. Условия в центре немногим скромнее, чем в «Барвихе», но и пребывание здесь стоит в несколько раз дешевле – порядка 200 тысяч рублей в месяц.
Здесь за Татьяной Дорониной ухаживают сразу несколько медицинских сестёр, у которых есть опыт ухода за маломобильными пациентами, а за состоянием актрисы следят врачи, в том числе узкопрофильные. Татьяне Васильевне ежедневно делают массаж и проводят восстановительные процедуры, в том числе по израильской методике. У центра прекрасная репутация и есть подтверждённые случаи, когда возрастные пациенты, приехавшие сюда в инвалидных колясках, начинали ходить.
Татьяна Доронина. / Фото: www.25mk.ru
Кстати, в центре вместе с народной артисткой проживают и две её кошки, которых Татьяна Доронина очень любит и смогла добиться разрешения разместить их вместе с ней. Животным, кстати, тоже обеспечивается надлежащий уход, конечно, из уважения к заслугам Татьяны Васильевны, потому что с питомцами находиться здесь нельзя.
Актриса не только лечится в центре, она ежедневно занимается на шведской стенке и работает над своими воспоминаниями. Переехав в центр, Татьяна Доронина значительно расширила список людей, с которыми она теперь контактирует.
У неё часто бывает Владимир Кехман, который с большой теплотой относится к актрисе и обещал подготовить нечто грандиозное к её юбилею, в том числе и возможное её триумфальное возвращение в театр. Теперь Татьяна Васильевна в курсе всего, что происходит в МХАТ имени Горького, ей привозят все важные документы. Она же передаёт артистам и сотрудникам театра небольшие подарки с милыми поздравлениями. Говорят, что актриса даже приезжала уже к театру, но внутрь пока не заходила после своего фактического увольнения ни разу. Хочется надеяться, что она всё же войдёт в его двери и получит там достойный приём.
Когда-то Татьяне Дорониной предложили написать книгу о том, как погиб великий МХАТ, разделившись на две части. Труппу одного возглавил Олег Ефремов, а второго – она сама. Но Татьяна Васильевна отказалась, сказав, что писать будет только во имя жизни. Олегу Ефремову и самому пришлось очень непросто, а близкие люди многого не могли ему простить.