опубликовано: в 14:47 от kazanfirst.ru

Переговоры России и США в Эр-Рияде: чего ждать от первой встречи

Сегодня в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде начинаются переговоры между представителями президентов России и США. Это первые публичные переговоры между двумя странами, в ходе которых будут обсуждаться принципы завершения российско-украинского военного конфликта и создание условий для долгосрочного мира.

Сегодня встречаются доверенные лица президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа. Российскую делегацию возглавляют глава МИД Сергей Лавров и помощник президента РФ Юрий Ушаков, ответственный за внешнеполитическую проблематику. Главными переговорщиками в американской делегации являются глава Госдепартамента США (аналог нашего МИД) Марко Рубио, советник президента по нацбезопасности Майк Уолц и спецпосланник Стив Уиткофф, отвечающий в рамках переговорного процесса за связи с Россией.

Переговоры знаменуют поворот в отношениях между Россией и США. Они должны стать прологом будущей встречи двух лидеров — Путина и Трампа. Администрация Трампа проводит более вменяемую политику, отказавшись от безудержной военной эскалации, присущей прежнему президенту Байдену. Тем не менее успех переговоров не гарантирован, учитывая разницу в исходных позициях России и США.

Позиция России неоднократно озвучивалась Путиным. Вкратце суть ее сводится к следующим требованиям: нейтральный статус Украины, сокращение ее Вооруженных сил, отказ от военного сотрудничества со странами НАТО, признание Украиной российскими пяти регионов в их официальных границах (Крым, ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области), восстановление прав русского языка, проведение свободных выборов с допуском всех политических сил.Последнее требование имеет особое значение, так как президентские полномочия Владимира Зеленского истекли в мае 2024 года и с того времени он является нелегитимным руководителем, который незаконно узурпировал власть в стране. Для России легитимность украинских властей важна в разрезе переговорного процесса. Подписывать окончательный мир с украинской стороны должна легитимная власть, чтобы этот документ обрел силу закона. В противном случае любое следующее после Зеленского руководство Украины может отказаться от соблюдения условий мира на том основании, что они были подписаны нелегитимной властью.

Желание США как можно быстрее завершить украинский конфликт большинство российских и зарубежных экспертов объясняют сменой приоритетов команды нынешнего главы Белого дома. Для Трампа важно сломить мировой лагерь глобалистов, олицетворением интересов которых была администрация Байдена. Агрессивная политика глобалистов спровоцировала украинский конфликт, поставив мир на грань ядерной войны. Трамп, не являясь идейным пацифистом, все-таки привержен более разумному подходу и не желает ввергать мир в ядерную катастрофу.

Именно в контексте борьбы с глобалистами следует рассматривать резкую риторику Трампа и особенно вице-президента США Джеймса Вэнса в адрес Европейского союза. Руководство ЕС, а также большинства европейских стран полностью подконтрольно глобалистам, активно продвигает политику гендерного разнообразия, «зеленого перехода» и демонстрирует одержимость в агрессивной военной поддержке Украины. Для Трампа прекращение войны на Украине является способом нанесения сильного удара по интересам глобалистов.

В то же время на межгосударственном уровне президент США видит главным геополитическим противником своей страны Китай. Трамп намерен подготовить Америку к будущему противостоянию с Поднебесной. Но для этого ему необходимо прекратить войну на Украине, которая растрачивает финансовые и военные ресурсы страны. Трамп намерен сконцентрировать усилия США и их союзников на Тихоокеанском регионе. По этой причине он не склонен поддерживать тезис глобалистов о России как главном враге Запада.

Рассматривая Китай как главную угрозу для США, команда Трампа в то же время надеется не только завершить войну на Украине на выгодных для себя условиях, но и оторвать Россию от тесного сотрудничества с Китаем. Поднебесная, как считают на Западе, является одной из опор России в военном противостоянии со странами НАТО на Украине. Китай не только закупает по выгодным для себя ценам российские природные ресурсы, игнорируя западные санкции, но и поставляет критически важные компоненты для российского военного производства. Кроме того, тесное многоплановое сотрудничество России с Китаем, в том числе в рамках БРИКС, становится мощным источником притяжения для стран Глобального Юга, усиливая в них антизападные настроения. Поэтому российско-китайский альянс является серьезной угрозой доминированию США и всего коллективного Запада. Трамп, предлагая России «сделку» по Украине, настроен разрушить этот альянс, вновь вернуть Россию в лоно Запада.

В России отдают отчет действиям Трампа и не спешат демонстрировать позитивных ожиданий от переговоров.

Во-первых, на данный момент между сторонами нет прежнего доверия, так как опыт предыдущего взаимодействия, в том числе по украинскому вопросу, показал двуличие Запада и его нежелание следовать заключенным соглашениям. Чтобы Россия изъявила готовность пойти на заключение мира, только юридических гарантий недостаточно, так как Запад в любой момент может отказаться от подписанных соглашений.

Во-вторых, в команде Трампа есть не только прагматики, но и идеологизированные русофобы, поддерживающие жесткую линию в отношении России. Одним из таких деятелей является спецпредставитель Трампа по Украине Кит Келлог. Эти люди тоже оказывают влияние на принятие решений, поэтому достижение соглашения по миру на Украине будет очень сложным.

В-третьих, чтобы Россия изъявила готовность пойти на заключение мира, США должны предложить нашей стране намного более интересные условия, чем пустое членство в никчемном объединении западных стран G-7, от которого наша страна уже отказалась. Для России реальный интерес представляет снятие санкций, прежде всего с банковского и сырьевого секторов, а также принятие базовых требований нашей страны по Украине. Но главный интерес России — это выработка новых принципов глобальной безопасности, в рамках которых украинский кейс является частью решения проблемы. Само по себе обсуждение Украины вне этого контекста малорезультативно, поэтому не представляет большого интереса для России. Потому что украинский кризис возник не сам по себе, а стал результатом действий Запада, направленных против России, а также на разрушение системы международной безопасности.

В-четвертых, успех заключения мира на Украине не в последнюю очередь зависит от украинского руководства. Для Зеленского и его окружения достижение мира — это синоним их политической смерти, а возможно, за этим также последует привлечение их к ответственности, учитывая их роль в провоцировании военного конфликта с Россией. Поэтому нынешнее украинское руководство не заинтересовано в мире, а потому будет всячески вставлять палки в колеса команде Трампа. При этом они чувствуют за своей спиной поддержку лагеря глобалистов. Сможет ли Трамп заставить Зеленского принять условия мира, которые для Украины, учитывая ее катастрофические потери в территории, населении и экономике, будут сродни поражению, — это вопрос. Максимум, что может сделать Трамп, — прекратить прямую военную и финансовую поддержку Украины. Но даже в этом случае никто не гарантирует, что команда Зеленского примет условия мира.

Как бы то ни было, позитивным является то, что Россия и США начали официальный переговорный процесс. Будем надеяться, что эти переговоры пройдут успешно, а их долгосрочным результатом станет мирный договор, который будет учитывать базовые интересы России в сфере безопасности.

Последние новости дня