опубликовано: в 16:21 от zen.yandex.ru
«Перед смертью Берия произнёс только одно слово»
Какими бы ни были планы Лаврентия Берии после смерти вождя, им не суждено было реализоваться. Никита Хрущёв, которого никто из партийных лидеров не воспринимал всерьёз, стремительно «сыграл на опережение». Он сумел заключить тайный союз с коллегами по Политбюро, которые тоже опасались Берии, и так быстро устранил бывшего наркома, что тот и глазом моргнуть не успел.
Берия явно недооценил угрозу. Он был уверен, что контроль над МВД позволяет ему не беспокоиться за свою безопасность. Хрущёву же удалось перетянуть на свою сторону военных. В том числе и самого Георгия Жукова.
По официальной версии, 26 июня 1953 года на совещании в Кремле Хрущёв неожиданно обвинил Берию в антигосударственной деятельности. Берия решительно возражал против таких обвинений. Часть заговорщиков заколебалась. Но в ключевой момент в зал заседаний вломились генералы во главе с маршалом Жуковым, которые и арестовали Берию, угрожая ему оружием.
«Жуков скомандовал Берии: «Руки вверх!» Москаленко и другие достали оружие, считая, что Берия может пойти на какую-то провокацию. Берия рванулся к своему портфелю, который лежал на подоконнике, у него за спиной. Я схватил Берию за руку, чтобы он не мог воспользоваться оружием, если оно лежало в портфеле. Потом проверили: никакого оружия там не было, ни в портфеле, ни в карманах. Он просто сделал какое-то рефлекторное движение»,– вспоминал Н.С. Хрущёв.
Лаврентия Павловича вывезли из Кремля на гарнизонную гауптвахту Московского военного округа, а через сутки переправили в специально оборудованную камеру в бункере бомбоубежища при штабе Московского военного округа.
Параллельно «обезглавили» и МВД, арестовав преданных Берии людей, которые были ему обязаны всем.
После продолжительного судебного процесса, 23 декабря 1953 года Берия был расстрелян, в том же подземном бункере. В прессе пошла демонизация образа Берии, который был выставлен кровавым палачом. Разумеется, в реальность всё было гораздо сложнее, а уничтоженного Берию было выгодно обвинить во всех греах.
«Гадко жил и более гадко умер»
По словам маршала Жукова, Лаврентий Павлович в последние минуты своей жизни впал в истерику, плакал и молил о пощаде, ползал на коленях.
«При расстреле Берия держал себя очень плохо, как самый последний трус. Истерично плакал, становился на колени и, наконец, весь обмарался. Словом – гадко жил и более гадко умер», – вспоминал Георгий Жуков.
Сказал перед смертью всего одно слово
Однако, вполне возможно, что ничего этого не было. Сын Берии Серго Лаврентиевич, а также дочь Сталина Светлана Аллилуева утверждали, что никакого суда не было. На самом деле, Лаврентий Берия был ликвидирован сразу же, при аресте, и не в Кремле, а в собственном доме. В своём последнем слове он был краток, сказав перед смертью только:
«Скоты!»
Нет ни одного фото Берии на суде. Протоколы его допросов и письма, в которых Лаврентий Павлович просит о снисхождении к нему, существуют только в копиях. Описания ареста его участниками существенно отличаются друг от друга. В материалах дела отсутствуют отпечатки пальцев Берии. Ряд следственных документов составлены неправильно и являются анонимными. В материалах дела нет ни одного протокола очных ставок Берии с его «подельниками» или свидетелями, что противоречит нормам Уголовно-процессуального кодекса, указывавшего на необходимость этой процедуры. Очень странно для суда над «жестоким палачом».