Китай наглядно показал, что в мире есть два экономических лидера, а расстояние от второй до третьей страны больше, чем от третьей до последней. Надо ли России лезть в эту гонку самолюбий?
Не прогнулись
13 мая фондовые рынки Соединённых Штатов пережили основательное, сочное, синхронное падение. S&P 500 – 2,41%, Dow Jones – 2,44%, NASDAQ – 3,31%. Для этого потребовалось ровно одно заявление правительства Китая – о введении пошлин на целый ряд американских товаров: 5 тыс. наименований с объёмом торговли 60 млрд долларов в год. Для половины товаров из списка это повышение с 10% до 25%, ещё для тысячи – с 10% до 20%, для остальных – с нуля или символического процента до 5 и 10%.
В целом, если сохранять объём импорта, издержки поставщиков составят примерно 10 млрд долларов, но снижение индексов сразу привело к ещё бо́льшим потерям. Так, 3,31% NASDAQ – это примерно 260 миллиардов долларов. Которые ещё накануне были в американской экономике, а теперь их не стало. Что, к слову, говорит и о бессмысленности фондового рынка как такового, но мы сейчас не об этом.
Напомним, 10 мая американское правительство повысило пошлины на китайскую продукцию общей экспортной стоимостью около 200 млрд долларов в год с 10% до 25%. По сути, это экономические санкции, введённые на совершенно ровном месте. Повышение было анонсировано давно, и долгое время казалось, что это так и останется угрозой, предметом политического торга, но Пекин на этом торге не прогнулся, так что часовой механизм Трампа благополучно дотикал до взрыва.
Китай получил по полной. Но не сдулся, а нанёс ответный удар. И хотя сумма подпавших под китайский указ товаров в три раза меньше, следует помнить, что и экспорт из США в Китай не намного меньше, чем поток товаров в обратном направлении. Повышенные пошлины начнут действовать уже с 1 июня, времени на изменение стратегии у американских экспортёров нет.
Могут повторить
Фото: www.globallookpress.com
Из этого следуют весьма любопытные выводы.
Во-первых, Китай с лёгкостью может манипулировать фондовым рынком США. Постановление правительства готовилось не один день, и посвящённые инсайдеры вполне могли через подставных брокеров продать свои пакеты акций, чтобы скупить их же через день на 2,5% дешевле. Мелочь? Микрофинансисты тоже пудрят мозги своим клиентам, говоря о мелочи. Между тем 2,5% в рабочий день даже без накопления сложных процентов – это 625% годовых. Понятно, что каждый день трясти рынок невозможно, но в любом случае Китай имеет возможность получать деньги из ниоткуда. Россия так воздействовать на NASDAQ может разве что ядерным ударом по какому-нибудь упрямому соседу – экономическими методами мы можем влиять только на рынок углеводородов.
Во-вторых, под китайский удар может попасть любая страна, для которой экспорт в Китай играет значимую роль. Конечно, китайцы не будут стрелять себя в ногу, отказываясь от жизненно необходимых товаров, но они вполне в состоянии заранее нарастить нужные резервы, после чего ввести пошлины. Крупнейшие поставщики в Китай – Южная Корея, США, Япония, Германия, Австралия. США уже почувствовали значимость ограничений, остальные страны погибче, без комплексов мирового превосходства, но, если США втянут их в санкционную войну, как прямо сейчас пытаются это делать в Европе с «Северным потоком – 2», может прилететь аналогичная «обратка».
В-третьих, этот сценарий легко может быть отыгран и на России. На данный момент мы уверенно плывём в китайском политическом русле, исполняя роль «ручного хулигана» в глобальном масштабе, а в экономике переориентируем потоки сырья на восточное направление. И чем мощнее становятся эти потоки, тем больше мы от них зависим. Стоит Китаю ввести ввозные пошлины (например, создав для себя стратегические запасы или диверсифицировав закупки), как российские индексы рухнут не в пример американским. Лайт-версию такого развития событий мы видим в перманентной белорусской истерике по поводу всего лишь отмены в России экспортных пошлин на нефть («налоговый манёвр»). Но если котировки Белорусской валютно-фондовой биржи (да, она существует) не волнуют никого даже в Белоруссии, то у нас всё будет гораздо жёстче.
Фото: www.globallookpress.com
При чём здесь Россия?
Китай показал миру, кто здесь главный – вернее, главные. Мир стал чётко биполярным, его возглавляют два равных по силам монстра. У России с её убывающим населением и карликовой по меркам США и Китая экономикой нет никаких шансов составить конкуренцию гигантам, и вполне вероятное вхождение в топ-5 стран мира по искусственному показателю ВВП (ППС) ничего не изменит.
Но может быть, оно нам и не надо? Экономика США более чем на 80% состоит из услуг, стоимость которых в этой стране велика, как нигде в мире – за исключением нескольких европейских стран. Адвокаты, консультанты, психотерапевты, маркетологи, продавцы рекламы, интернет-сервисы вносят огромный вклад в эту систему, не производя ровным счётом ничего значимого. Рынок акций меняется на несколько процентов в день, то генерируя, то теряя сотни миллиардов, при этом в реальном мире не происходит опять же ничего значимого.
И Китай, воздвигший своё чудо на реальном производстве, понемногу движется в том же направлении. Сейчас его драйверы роста – безумное потребление на внутреннем рынке (Россия на этом фоне выглядит почти «мёртвой») и развитие сферы услуг.
Между тем богатая страна – это не та, у которой больше всего адвокатов, а та, которая может: 1) накормить, 2) одеть, 3) согреть, 4) вылечить и 5) защитить собственное население. Именно в этом направлении, а не к эфемерному, навязанному «экономическому росту» должна двигаться Россия. Сейчас у нас хуже всего со вторым и особенно четвёртым пунктами, а также есть проблемы с внутренней (в отличие от внешней) безопасностью. Устранению этих провалов, а не статистическим трюкам и должны быть посвящены усилия правительства.