опубликовано: в 12:41 от rueconomics.ru
«Отложить 31-ю карту»: Топорнин о призыве РФ к Минску создать единую налоговую и суд
Предложение России создать единую налоговую, судебную и таможенную системы Белоруссия воспримет с опаской, рассказал ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры европейского права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин.
Переговорный процесс Российской Федерации и Белоруссии о создании Союзного государства зиждился, как сообщает РБК, на предложении Москвы создать двенадцать национальных органов, в число которых вошли бы суд, единый таможенный орган, счетная палата и единый эмиссионный центр, антимонопольные органы, орган по учету собственности, а также регуляторы транспортного, промышленного, сельскохозяйственного направлений и регулятор рынков энергоресурсов и электроэнергии.
Данные предложения российской стороны содержались в так называемой 31-й «карте», при реализации которой произошла бы углубленная интеграция.
«Интеграция России и Белоруссии проходила постепенными шагами – сначала говорили о создании единого таможенного союза, после стали думать о реализации единого экономического пространства, далее перешли к фазе создания единой коллективной валюты и, наконец, вышли на уровень политического объединения.
Однако существует определенная грань перехода, которую, например, европейская сторона не намерена даже принимать и рассматривать», – прокомментировал политолог.
Единая судебная система: согласна ли Белоруссия
Президент Белоруссии Александр Лукашенко не раз заявлял средствам массовой информации о том, что государства в ходе переговоров не затрагивают вопросы о создании национальных органов, несмотря на то что российская сторона упоминала возможность объединения для решения экономических и политических проблем, а также проблемы создания национальных органов.
«Идея по созданию единой судебной системы немного противоречит уже существующей системе национальных судов, как и порядок национального законодательства. Все это работает очень эффективно и разрешает возникающие противоречия. Это один из примеров.
Фискальная система также не подразумевает какого-то объединения. Существует множество ситуаций, когда государства считают, что такие направления должны оставаться в компетенции национальных правительств», – рассказал эксперт.
Логика интеграционного союза, уверен Николай Топорнин, заключается не в устранении через объединение национальных органов, а в создании базы, в рамках которой органы остаются под регулированием национальных правительств.
«Но российская сторона предложила иное. Не думаю, что Белоруссия согласится на такой шаг – 31-я «карта» будет отложена в сторону надолго.
Безответным также останется вопрос о том, кто же станет управлять всеми этими органами в случае их объединения. А кто встанет во главе Союзного государства? Ответить на них сейчас невозможно», – добавил политолог.
Напомним, о 31-й «карте» впервые упомянул экс-премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев, который, оговорившись, уточнил, что выполнение ее положений возможно только после реализации 30 «карт».
Интеграция без нефти: что «тормозит» процесс
Ранее Россия и Белоруссия остановили интеграцию государств в связи с нерешенным нефтяным вопросом. Минск требовал снижения стоимости российского энергоресурса до мирового уровня, а также ликвидации налогового маневра, предполагающего постепенную и полную замену экспортной пошлины, равной увеличению налога на добычу полезных ископаемых. Москва такие условия выполнить отказывалась.
В марте 2020 года министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей озвучил позицию Минска, который не видит оснований для реализации интеграционной идеи до разрешения споров вокруг нефти.
«Александр Лукашенко, подогревая разногласия между странами, заявлял, что Белоруссия «не торгует своим суверенитетом». Несмотря на то что в последнее время стороны в лице премьер-министра РФ Михаила Мишустина и премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса пытаются найти точки соприкосновения, Лукашенко, скорее всего, продолжит вести агитационную политику и занимать двусмысленную позицию», – рассказал Топорнин.
По словам политолога, белорусская сторона очень заинтересована в сотрудничестве с Россией по энергетическому направлению. Однако у Минска, отмечает Топорнин, другой подход – он считает, что еще до окончания интеграции имеет право на льготную покупку нефти.
«То есть Белоруссия уверена в том, что она уже сделала достаточно для интеграции и процесс можно оценивать как глубокий. Россия же так не считает.
Государствам сейчас нужно сосредоточиться над вопросами, в решении которых есть реалистичная перспектива – это улучшение работы таможенных органов, создание визы, дающей право беспрепятственного въезда на территории государств, создание коллективной валюты», – резюмировал эксперт.