Причины отказа Китая от ряда товаров, в том числе и от российских, кроются не в ситуации с выборами в США, рассказал временно исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Российской академии наук Алексей Маслов.
Китайские власти, пишет «Капитал страны», начали постепенно отказываться от ключевых экспортных товаров из Российской Федерации. По данным издания, в преддверии президентских выборов в США и из-за девальвации рубля Китай отложил подписание новых контрактов с Россией до конца года.
«Отказ от ряда товаров в Китае, в том числе и от российских, начинался вне зависимости от ситуации с выборами в Соединенных Штатах Америки. Он связан с изменением китайской структуры экспортно-импортных операций.
Существует три основные группы товаров, которые в разной степени интересны для Пекина. Прежде всего это энергоносители. Речь идет об эксплуатации нефтяных и газовых труб. В этом направлении объемы остаются практически неизменными, что обеспечивает около 70% российского экспорта в Китай», — прокомментировал экономист Алексей Маслов.
В 2020 году Китай сократил поставки российского газа на 50%, объяснив это новыми требованиями к его качеству. При этом на Китай приходится 17% угольного экспорта России.
Экспорт газа в эту страну, в свою очередь, также продемонстрировал снижение на 40% от заложенного в контракте объема и поставил под сомнение окупаемость газопровода «Сила Сибири», стоимость которого достигает 1,1 трлн рублей.
«Колебания объясняются только общей конкурентоспособностью рынка, а не выборами в США. Ведь иногда труба наполняется больше, а иногда – меньше», — подчеркнул собеседник агентства.
Торговля трансформируется
Помимо отрасли энергоресурсов пострадали и другие. Так, снизился экспорт российской рыбы, из-за чего поставщики ежемесячно теряли около 60 млн рублей в высокий сезон.
На фоне негативных изменений китайская сторона по ряду направлений отказывается продлевать торговые контракты с Российской Федерацией до объявления итогов выборов президента Соединенных Штатов Америки.
«Другая и наиболее интересная группа товаров, на которую Российская Федерация делает основной упор, содержит продукцию агропромышленного комплекса. Как известно, Китай не способен даже наполовину обеспечить себя продуктами питания, в особенности экологически чистыми.
Такие поставляются из Алтайского, Приморского краев и Южного федерального округа. Данная категория самая сложная, так как на китайском рынке очень высокая конкуренция», — пояснил экономист.
КНР выполняет обязательства перед США в рамках торговой сделки
Именно в этом направлении просматриваются интересы Соединенных Штатов Америки. Китай четко выполняет обязательства, взятые перед Вашингтоном в январе текущего года в рамках торговой сделки.
«Пекин подписался под закупкой продуктов американской сельскохозяйственной отрасли. Стоимость контракта превышает $30 млрд. Россия из-за этого сталкивается с жесткой конкуренцией по двум позициям. Во-первых, цена. Американские товары значительно дешевле. Во-вторых, простота доставки.
Отечественная продукция ориентирована в основном на северо-восточную часть Китая, физически прилегающую к России. Регион сам по себе не является передовым в области промышленного развития и населения.
«Американский товар идет по всей территории КНР без региональной привязки. Кроме того, сохраняются квоты на товары, идущие из России в Китай.
На мой взгляд, основная проблема сокращения экспорта заключается не в желании или нежелании Пекина, а в неправильном восприятии российскими поставщиками китайского рынка. Нам часто кажется, что отправка указанной категории товаров зависит только от политической воли китайских властей», — пояснил эксперт.
Однако многое объясняется способностью выиграть конкуренцию, долго пребывать на рынке Китая и открывать свои представительства в этом государстве и работать с крупными сбытовыми сетями.
Китай нуждается в российской сельскохозяйственной продукции
«Данный момент подводит Россию, поэтому объемы экспорта сельскохозяйственной продукции меняются. Эта категория может заметно пострадать, особенно на фоне усиления активности нескольких конкурентов РФ.
На китайский рынок рванули товары из Перу, Вьетнама, Таиланда, Индонезии. Среди них не только неконкурирующие с нашими фрукты, но и мясная продукция. Из Новой Зеландии и Австралии в КНР поступают молочная продукция, масла, а также полуфабрикаты», — отметил экономист.
Алексей Маслов уверен, что для повышения конкурентной устойчивости России нужно повысить активность на китайском рынке.
Ошибки российских поставщиков
Примечательно, что власти в Пекине прогнозируют новые санкции против Москвы со стороны Вашингтона в результате победы главного оппонента американского лидера Дональда Трампа. Предполагается, что демократ Джо Байден введет ограничения, которые в перспективе ослабят позиции российского рубля, в результате чего Правительство РФ будет вынуждено прибегнуть к деноминации.
В Пекине ждут итогов выборов президента США
«Российская Федерация попыталась пройти на китайский рынок со своей высокотехнологичной продукцией. Особенно в последние два года. Решение правильное, потому что в КНР готовы закупать технологии при наличии интересных разработок. Россия попала в нужный момент, так как Соединенные Штаты Америки прекратили поставлять свою высокотехнологичную продукцию в Китай.
Однако наши поставщики забыли защитить технологии патентами и другими формами подтверждения прав интеллектуальной собственности, а также не попытались сократить большое число посредников», — рассказал эксперт.
Перспективы торговых отношений
Экономист Алексей Маслов предположил, что дальнейшее падение российско-китайской торговли составит приблизительно 18-22% в годовом отношении. Такие показатели отбросят взаимодействие на три года назад, но позволят сохранить неплохой объем торговли.
На фоне глобального экономического кризиса, вызванного последствиями пандемии коронавирусной инфекции, китайская экономика демонстрирует некоторый рост.
Россия сможет «подвинуть» США на китайском рынке
По мнению эксперта, положительные показатели ВВП нужно рассматривать в совокупности с падением данного показателя в других государствах. Это позволяет оценить устойчивость экономической модели КНР, которая показала основной спад в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,8%. Второй квартал, напротив, закончился ростом на 3,2%.
«Неумение российских поставщиков работать с китайским рынком провоцирует падение поставок в некоторых категориях экспорта. Однако цифры показывают, что в прошлом году Россия и Китай наторговали на $110 млрд.
По итогам текущего года ожидается спад показателей товарооборота — предположительно около 20-25%. Но это меньше падения торговли Китая с другими государствами.
Поэтому для повышения объемов экспорта Российской Федерации необходимо учиться работать с Китаем, выстраивать государственную политику поддержки экспортеров, так как даже крупные корпорации не способны по одиночке выйти на рынок этой страны. В свое время к подобному успешно прибегали Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия и другие государства», — констатировал экономист.