опубликовано: в 00:45 от tsargrad.tv
Новый удар по пенсиям: Куда пропал один триллион рублей
20 февраля Счётная палата опубликовала доклад о рекордном за 11 лет неисполнении федерального бюджета, в котором мистическим образом заблудилось более 1 трлн рублей. Как такое возможно в решающий для социальной политики момент и почему крайними опять могут стать пенсионеры?
Глава Счётной палаты России, бывший министр финансов и лидер всероссийской неолиберальной концепции экономики Алексей Кудрин ещё несколько месяцев назад предупреждал, что вверенное ему ведомство найдёт массу нарушений в деятельности министерств. И Счётная палата нашла эти нарушения. Оказалось, что правительство бывшего премьера Дмитрия Медведева не смогло потратить 1,122 трлн рублей бюджетных средств, выделенных на широкий спектр государственных и социальных нужд.
Как говорят экономисты, у бюджета есть две беды: дефицит и профицит. В 2018 году профицит бюджета России достиг 2,7 трлн рублей, а в 2019 году — превысил 3 трлн. Суммы это не просто очень внушительные, но и рекордные для нашей страны. Канал основного расхода этих средств был достаточно быстро найден — реализация нацпроектов. На эти нужды в 2019 году было выделено 1,75 трлн рублей.
В то же время именно по 2019 году у аудиторов господина Кудрина возникли самые большие вопросы, потому что денег недополучили не только нацпроекты, но и вообще вся экономика страны. Из рекордного профицита федерального бюджета в более чем 3 трлн рублей более трети оказались мёртвым грузом. И это в ситуации, когда ради социальных нужд правительство распечатало ту самую заветную «кубышку Кудрина» — Фонд национального благосостояния (ФНБ), так как было выполнено основное предписание бюджетного правила — его объём превысил 7% ВВП России.
Алексей Кудрин давно предупреждал, что Счётная палата найдёт много нарушений в деятельности министерств. Фото: АГН «Москва»
С какого рода халатностью мы имеем дело, почему так получается и как это скажется на социальных нуждах и нуждах пенсионеров?
Пережитки прошлого
Совершенно очевидно, что новый премьер-министр России Михаил Мишустин не мог избежать масштабного столкновения с обширным наследием деятельности кабинета Дмитрия Медведева. И вот сейчас, когда президент России Владимир Путин более чем внятно вновь «зарядил» министров и чиновников всех мастей на жизненно важную социальную повестку, когда и деньги на реализацию поручений имеются, призраки прошлого кабмина продолжают вставлять палки в колёса.
Согласно докладу Счётной палаты, лакмусовой бумажкой реальных темпов социальных преобразований в стране стали именно параметры исполнения бюджета.
«Отмечается самый низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 11 лет (94,2%). Объём неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом в 1,4 раза, при этом в 1,5 раза увеличились остатки бюджетных ассигнований федерального бюджета, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. Почти половину прироста остатков составили неисполненные бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов и комплексного плана», — сказано в докладе.
В чём же причина? Как сказал сам Кудрин, она кроется в халатности чиновников и проблемах госуправления. Стартовавшие в 2019 году нацпроекты были поздно подготовлены и утверждены, в их паспорта на протяжении года вносились постоянные изменения, добавил он. В частности, ряд нацпроектов (не уточняется какие) были атакованы запросами на изменение паспортов с корректировкой целевых показателей и перераспределением финансового обеспечения. Аудиторы также установили, что результаты некоторых федеральных проектов вообще не имели отношения к достижению целевого показателя того или иного нацпроекта.
Мы охарактеризуем это следующим образом. В сухом остатке в 2019 году мы получили систему, которая при чётком целеполагании и выделении необходимых средств всё равно работает сама по себе. Это чем-то напоминает автомобиль, который подготовили к поездке и заправили бензином, чтобы быстро доехать из пункта А в пункт Б. Однако затем он взял и уехал в непонятном направлении, потому что отдельные его части «не смогли договориться», какой дорогой им ехать.
В поисках триллиона
О ситуации моментально проинформировали Михаила Мишустина, который уже заявил, что в 2019 году было не израсходовано «недопустимо много» средств. Премьер добавил, что в 2020 году на государственные контракты пойдёт 4,6 трлн рублей.
«Уже заканчивается февраль, сколько денег реально потрачено? Примерно 10%, а если смотреть по национальным проектам — примерно 12,2%. Наша задача — своевременно обеспечить выполнение поручений президента по итогам послания и, соответственно, реализацию национальных проектов, но с такой тенденцией это будет сделать непросто», — признался Мишустин.
Новому премьер-министру России Михаилу Мишустину не избежать масштабного столкновения с обширным наследием деятельности кабинета Дмитрия Медведева. Фото: АГН «Москва»
Кудрин же отметил, что виновных очень скоро найдут и накажут. По его словам, на это уйдёт «месяц-два».
«Думаю, решения будут приняты к середине апреля, к моменту отчёта правительства в Госдуме. К этому моменту правительство уже разберётся в причинах и виновных», — сказал глава Счётной палаты.
Однако как быть с триллионом, который не получил никто? Очевидно, что теперь придётся «навёрстывать» и «переосваивать» эту сумму, причём на этот раз так, чтобы деньги дошли до людей, больниц, школ, детских садов, льготников, инфраструктуры, транспорта и вообще всех регионов.
Главный минус ситуации в том, что, во-первых, фактически произошёл саботаж социальных поручений президента. Во-вторых, эти деньги были внесены во всевозможные планы в рамках нацпроектов. И если деньги оказались только на бумаге, то и конечные инстанции их не получили. У нас, напомним, далеко не каждый регион страны обладает собственным профицитным региональным бюджетом, а это значит, что на самое необходимое подчас не хватало средств. Триллион, конечно, не пропал. Но и не дал того эффекта, для которого предназначался.
Отсутствие логики
Уже известно, что с 1 июля пенсионные средства граждан будут поступать только на карты «Мир». С 1 апреля мы ждём прибавки к социальным пенсиям в размере 6,1%. Если же у пенсионера нет карты «Мир», то банк будет возвращать денежные средства обратно в Пенсионный фонд, и после этого вопрос получения денег станет довольно непростым.
Поступление пенсионных средств исключительно на карту «Мир» — правильная мера для обеспечения финансовой безопасности. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Переход на карты «Мир», которые обслуживает Национальная система платёжных карт (НСПК), — это шаг в правильном направлении, потому что в условиях иностранного давления на Россию продолжать использовать для этого американские Visa или MasterCard просто небезопасно. Однако именно такой переход сейчас может «подвесить» в бюджете новые суммы — на этот раз пенсии и социальные пособия граждан. И снова получится ситуация, когда деньги были выделены, но не были освоены, то есть граждане их не получат тогда, когда они будут им необходимы.
Подобных примеров можно привести достаточно много. Например, закупки по закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» хронически буксуют, и об этом также говорил Михаил Мишустин. Но в чём же состоит главный парадокс?
В России постепенно увеличивается пенсионный возраст, продолжается пенсионная реформа. В 2018 году, когда она только началась, одной из причин повышения возраста выхода на пенсию был назван дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Было заявлено, что если в стране растёт продолжительность жизни, то и ввергать фонд в такие расходы нет необходимости, люди просто могут работать дольше.
Как ещё в 2018 году уверял тогдашний первый вице-премьер Антон Силуанов, дефицит бюджета ПФР на тот момент достиг 1 трлн рублей. А теперь вспомним, сколько денег «потерялось» из-за невыполнения бюджета в 2019 году — тот же 1 трлн.
Примечательно, что с 1 января произошло плановое повышение стоимости проезда в общественном транспорте в ряде регионов, могла вырасти и «коммуналка». В Москве, например, выросла стоимость проезда в метро и на наземном транспорте. При этом у нас «зависают» неизвестно где суммы такого размера, что хватило бы «перекрыть» рост стоимости проезда, ЖКХ или даже покрыть дефицит бюджета ПФР, который теперь покрывается за счёт трудолюбия жителей России.