В пять лет У Ефима Шифрина обнаружили воспаление легких. Сыном он был поздним – мать родила его в 41 год. Ребенка никогда не баловали, поскольку воспитание в семье было строгое воспитание, но тогда родители перепугались не на шутку. Пришел фельдшер. Маленький Шифрин не давал сделать себе укол и все капризничал. Родители всячески отвлекали его от иглы. Малыш расслабился, а когда фельдшер вероломно воткнул в него иглу, от возмущения и боли завопил: «Сталинцы! Предатели!» Все были шокированы, но на Колыме такое было вполне нормально.
Судьбоносная переписка
Родители Шифрина познакомились самым небанальным способом – заочно. С другой стороны, во времена когда огромное количество людей отбывало наказание по непонятным причинам, такие знакомства «путем взаимной переписки» были совсем обычным делом. Как отец Ефима Шифрина, Залман Шифрин, попал на Колыму? Он был обычным счетоводом в аретили, не лез в политику, не делал никаких действий, направленных на дестабилизацию власти. Но для кого это было проблемой в 1938 году? Мужчину арестовали, обвинив в шпионаже. К тому же, у него отобрали очки, а без них видеть удавалось максимум на расстояние вытянутой руки. Во время ареста начались пытки и избиения, под которыми Залман дал показания против себя.
На Колыме Залман выжил. Маленький, щуплый, он трудился на лесоповале и выполнял практически любую работу. Однажды он чуть не умер во время тифа, но врач, тоже зэк, отпоил его бульоном с ложечки. Залман выжил и все, чтобы встретить свою любовь. Он весил 30 всего килограммов и передвигался, держась за стенку барака, а на небе светило холодное колымское солнце.
Как жить стало понятно, когда Залман Шмуилович частично вышел на свободу – попал из лагеря в спецпоселение. Тогда он получил письмо от незнакомой девушки Раи. Письмо было прекрасно написано, а еще в него была вложена фотография автора – Рая оказалась красивой девушкой. Шифрин немного поколебался и решил в ответ честно отправить свою тусклую фотографию: близко посаженые близорукие глаза, лысая голова. Когда их сын Ефим увидит эту карточку, он не сможет сдержать слезы: как мама не побоялась поехать к такому вот, да вообще – как можно было рвануть через всю страну к незнакомому человеку, и куда – на Колыму?
Мать же потом признается, что по письму он ей очень понравился.
В жизни случается такое: делаешь что-то совсем безумное из-за какой-то непонятной причины. Вот так и мать артиста тряслась на поезде до Владивостока, потом на переполненном теплоходе добиралась до Нагайской бухты, а затем на попутках по Колымской трассе доезжала до приисков. Такой путь Рая проделала не зря. Залман оказался прекрасным человеком и их отношения буквально вспыхнули.
Свадьбу сыграли почти сразу, как она приехала. А через год у них появился старший сын, еще через 5 лет Раиса снова забеременела. В Сусумане, где они жили, отсутствовал роддом, а ближайший был в 50 километрах. Пусть Залмана к этому времени и репрессировали, но разбираться с этим никто не хотел, поэтому Раису, как жену врага народа, посадили в кузов грузовика и повезли по тряской дороге. По дороге от тряски у нее начались схватки, и ребенок родился мертвым. Нахим, Фимочка, родился через несколько лет. Одноклассники звали его Нахимка Шифринка, такой он был славный.
Новая семья
Из Колымы семья переехала в Юрмалу. Нахима все удивляло: архитектура, троллейбусы, хлеб в батонах – он думал, что хлеб бывает исключительно в кирпичиках. В то время Ефим уже по-настоящему болел театром: в свою тетрадку он вклеивал портреты артистов, а в Юрмале с другом он даже создал школьный театр «Не рыдай». Во время вступительных экзаменов в Щукинский институт он познакомился с другой абитуриенткой: худенькой и такой же щуплой, как он.
На третьем туре Ефим срезался, вернулся домой, а вскоре получил от новой знакомой, Евгении Симоновой, письмо с просьбой не унывать и верить, что в следующий раз он поступит. В следующий раз он снова дошел до третьего тура, но страх взял вверх. Тогда он просто не явился на экзамен и забрал свои документы. Решено было поступать в эстрадно-цирковое училище. Общежитие училища больше было похоже на тюрьму, там все время хотелось есть и они с другом сушили на подоконнике сухари. Близкие друзья его родителей, Ната Моисеевна и Марк Герцевич однажды сами увидели эти условия и позвали студента жить к себе. С течением времени они стали его новой семьей, а родители так и оставались в Риге
С тетей Натой и дядей Мариком Шифрин прожил много лет, а когда получил свою первую квартиру, затеял обмен, чтобы съехаться с близкими. Правда проблему пришлось решать через суд, поскольку никто не мог понять, зачем чужим людям жить вместе.
Виктюк и Жванецкий
Обучался Нахим на курсе Романа Виктюка. Он сильно отличался от других педагогов: одевался как студент, позволял себе резкие выражения, но смотрел и слушал все внимательно. Его студенты целыми днями толпились в тесной коммунальной комнате преподавателя. К тому же, его соседкой была актриса Наталья Богунова – только что вышла «Большая перемена», где она сыграла Светлану, жену Ганжи.
Потом, когда Виктюк возглавил Студенческий театр МГУ, Шифрин был часть его спектакля «До свидания, мальчики». И Виктюк же познакомил своих студентов с Михаилом Жванецким – с написанными им монологами Ефим победил на первом Московском конкурсе артистов эстрады в 1979 году.
Старость приближается как электричка: вот она ещё там, и вот она уже здесь, — грустно писал весельчак Жванецкий. Читать продолжение.
Сложное время
После выпуска из училища Шифрин десять лет выступал на сцене Москонцерта. До этого времени вся его жизнь была искрящейся и праздничной, даже на Колыме он чувствовал себя совершенно счастливым. Здесь же было ощущение, что он тащит целую гору на своих плечах. Всю его жизнь составляет с. Какие-то третьесортные дома культуры, где он выходит заполнять паузы между выступлениями никому неизвестных ВИА. А вечером он возвращался домой, к женщине, которая не любила, смотрела холодно, говорила раздраженно. Шифрин сыграл свадьбу, когда ему было 26 лет. Он много лет пытался добиться от нее любви, но ничего не вышло.
Аншлаг!
Чтобы пережить черную полосу, Шифрин поступил в ГИТИС. Одновременно с учебой он продолжал выступать в ДК и прочих местах. В этот момент удача улыбнулась ему: Шифрин победил на Всероссийском конкурсе артистов эстрады, и его начали показывать по телевизору. Успех пришел к нему, как заслуженная награда за упорство, несгибаемость и талант. А в 1987 году на телевидении открылась программа «Аншлаг».