65 лет могло бы исполниться Андрею Краско 10 августа. Талантливый, харизматичный артист, настоящая популярность к которому пришла только после 40. Он не успел стать ни заслуженным, ни народным. Стал просто любимым многими. А это звание гораздо выше всех официальных. Aif.ru вспоминает яркие моменты короткой жизни Андрея Краско.
«Я ведь раздолбай!»
Он появился на свет в семье студентов. Родители прожили вместе 40 лет. Мама-учительница умерла в 1997-м. Отцу — актеру Ивану Ивановичу Краско — без малого 92 года, и до недавнего времени он был еще в строю.
В 2,5 года, увидев папу на сцене, Андрей сорвался со своего кресла в зале и бросился к отцу. В детсаду обаятельного мальчика выбирали на роли зайчика или Буратино. Позже он играл в театре при Дворце пионеров. Тем не менее долго не знал, кем быть: пожарным, шахтером или космонавтом. После 8 класса даже перевелся в физматшколу при Ленинградском универе. О чем вскоре пожалел: представить, что где-то в бесконечности параллельные линии могут пересекаться, способностей не хватало. Иван Иванович вообще сомневался, что из сына вырастет нормальный человек. «Я ведь раздолбай», — говорил о себе Андрей.
В конце концов, выбор пал на Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Но там Краско-младшего совсем не ждали. Он устроился монтировщиком декораций в театре им. Комиссаржевской, где служил отец. А отучившись в институте, попал по распределению в Томск, где провел два года. Потом не работал нигде. Пока однокурсник не затащил его в питерский «Ленком». Первое время все было хорошо — публика полюбила героя Краско Кукарачу, спектакль шел с неизменным аншлагом. И только Юрию Чурбанову постановка категорически не понравилась, хотя высокий начальник от МВД вряд ли ее видел. Поднялась шумиха, спектакль сняли с репертуара. А Краско на всякий случай упрятали в армию. В ПВО. За Полярный круг.
Дал директору пощечину
Незадого до этого Андрей познакомился с режиссером Динарой Асановой, сыграв эпизод в ее фильме «Никудышная». Пробовался в «Пацанах». Но служба помешала. «Даже в психушке лежал два месяца на медэкспертизе. Не помогло», — рассказывал в интервью журналисту aif.ru актер.
Асанова пыталась спасти талантливого актера от армии. Маленькая, хрупкая, она обладала сильным характером и «звериным чутьем». Ее Краско считал своей крестной в кино. Демобилизовавшись, Андрей вернулся в «Ленком», но главреж Опорков к тому времени умер, а на его место заступил человек в сандалиях, надетых на носки. «Внутренне он был такой же несуразный, как и внешне», — вспоминал Андрей. Неудивительно, что возник конфликт, Краско дал директору пощечину. И написал заявление об уходе.
Ушел в никуда. Болтался. Пока приятель не отправил его со своим отцом в «совершенно страшный», по мнению Краско, Димитровград. В трудовой книжке человека с дипломом ЛГИТМиКа появилась запись: «Руководитель танцевального кружка при студии художественной самодеятельности ДААЗа». Там Краско нашли организаторы первой в городе дискотеки и предложили зарплату в три раза больше, чем в театре. Плюс «конверт». Диджей Краско был небрит. Работал в черных очках, наушниках, свитере и джинсовом комбинезоне с заплатками. Он ставил записанную заранее музыку, развлекал молодежь болтовней и попивал водку с апельсиновым соком.
Именно из Димитровграда Андрея Краско вызвал на съемки фильма «Прорыв» Дмитрий Светозаров. В городе долго думали, что это розыгрыш. Впрочем, настоящего прорыва в карьере у актера тогда не случилось. Последовал застой. Зарабатывать пришлось чем попало: делать евроремонты, шить штаны и куртки, продавать книги, «таксовать». И даже ставить ограды на кладбище… Иногда случались просветы, когда Краско, например, поставил детский спектакль. А вот Дедом Морозом он не подрабатывал никогда. Принципиально. Для него это было то же самое, что засветиться в рекламе (не голосом, а лицом). «Либо должны быть очень большие деньги, либо проект, как у Димки Певцова, который прорекламировал автомобиль, сел в него и уехал». При этом Андрей не унывал, не отчаивался. И верил, что когда-нибудь и на его улице будет праздник. «Всякому овощу — свое время».
В «Ликвидации» его ликвидировали
Время пришло. Но слишком поздно. Да, Андрей многое успел. Только мог бы значительно больше. В год смерти — в 2006-м — вышло восемь проектов с его участием, в 2007-м — шесть, в том числе, «Ликвидация», где от Краско остался лишь один кадр: Фима лежит ничком, лица не видно. Все сцены с Краско Сергеей Урсуляк переснял, доверив сыграть Фиму Сергею Маковецкому.
Одной из лучших стала роль капитана первого ранга, командира подлодки в «72 метрах» Хотиненко. Чего стоят фразочки героя Краско: «За Пицунду и на кукан!», «Мамкина норка!», «Я прошел сложный путь от сперматозоида до командира подводной лодки». За эту роль Андрея посмертно приняли в Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников ВМФ. А на его памятнике в Комарове изображена ДПЛ «Славянка».
Сам себя Андрей считал упрямым, ленивым, увлекающимся, немного фаталистом. И… всеядным в работе. «Есть такой грешок», — говорил. Слишком долго был вне кино. Он умер от инсульта, не дожив месяца до 49-летия.
«Последние полгода мы серьезно занимались его здоровьем, — признался позже приятель актера. — За месяц до случившегося он поехал на обследование к хорошему врачу. После чего тот сказал: «Не жилец ваш Краско”. Андрей этого не знал…».
У него остался кредит за Subaru, недостроенные дом и баня, дети и родственники, которым он считал нужным помогать. Но главное — десятки фильмов, за которые ему не было стыдно. Только ради денег Андрей Краско не снимался. Да и на режиссеров ему везло.