опубликовано: в 12:09 от ria.ru
Не Германия и не Франция: в Европе может появиться новый хозяин
Польша решила побороться с Францией и Германией за лидерство в Европе. С начала военной спецоперации на Украине Варшава заметно нарастила политический вес: именно польское руководство диктует, что включать в очередной пакет антироссийских санкций и сколько оружия отправить Киеву. Удастся ли полякам добиться первенства в ЕС?
Отказали тормоза
Отношения Москвы и Варшавы всегда были непростыми, а после воссоединения Крыма с Россией и вовсе испортились. Уже в 2015 году на День освобождения Освенцима не пригласили Владимира Путина, тогдашний польский президент Бронислав Коморовский не поехал в Москву на торжества в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вскоре к власти пришел убежденный русофоб Анджей Дуда. В 2020-м его переизбрали на второй срок.
Главная сила ЕС
Варшава диктует Евросоюзу, как помогать Киеву и чем вредить Москве. «Нам нужны дальнейшие и более жесткие санкции», — подгонял Брюссель замминистра иностранных дел Марцин Пшидач.
Польское руководство то и дело критикует европейских партнеров за бездеятельность и недостаточную помощь Украине. Анджей Дуда публично осудил звонки канцлера ФРГ Олафа Шольца и лидера Франции Эммануэля Макрона российскому лидеру.
Не хватает злотых
На фоне украинских событий политические очки набрали также Прибалтийские страны, отмечает главный редактор Baltnews Андрей Стариков.
«Когда отношения Москвы с ЕС ухудшаются, спрос на польско-прибалтийские услуги растет. Эти государства провозгласили себя экспертами по России. Они понимают русский язык и лучше чувствуют внутрироссийские процессы, хотя и интерпретируют их по-своему», — говорит эксперт.
Эксперты сомневаются, что в ближайшее время мечты Варшавы станут реальностью. «Когда усталость от Киева дойдет до критической точки, польско-брюссельские споры и конфликты возобновятся. Да, поляки будут чувствовать себя несколько лучше соседей, у них есть приток дешевой рабочей силы с Украины, но они не смогут тянуть экономику ЕС», — поясняет Стариков.
Он полагает, что главный вопрос в другом: останутся ли локомотивом Европы Германия и Франция. Их экономические системы деградируют из-за ситуации на рынке энергоносителей. Далеко не факт, что Берлин и Париж сохранят на том же уровне промышленность, конкурентоспособность товаров и рабочие места. На носу отопительный сезон, неясно, переживут ли его европейские предприятия и домохозяйства.