опубликовано: в 17:45 от tsargrad.tv
Мутное болото коррупции одолело дамбу в Тулуне: Кто будет отвечать за наводнение в Иркутской области?
Наводнение в Иркутской области поднимает вопрос о том, кто несёт ответственность за гибель 21 человека и многомиллиардный ущерб. При этом на поверхность начали всплывать мутные коррупционные истории о строительстве дамбы в Тулуне, которая не справилась со стихией.
Прокуратура Иркутской области инициировала проверку соблюдения правил при строительстве дамбы в городе Тулуне. Об этом сообщили представители ведомства.
«Прокуратурой области 2 июля начата проверка соблюдения норм и правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации дамбы в городе Тулуне», — указано в заявлении.
И сотни лет не прошло
Речь идёт об объекте на реке Ия, который сдан в эксплуатацию в 2011 году. За строительства объекта отвечала компания «Шелеховское специализированное предприятие ремонта зданий и сооружений».
Как сообщало издание Ura.ru, её контролировал ныне покойный Николай Болотов — отец заместителя губернатора Иркутской области Руслана Болотова. Последний в то время занимал пост регионального министра строительства и дорожного хозяйства. Объект был рассчитан на 12-метровый уровень воды, а чиновники утверждали, что он в течение 100 лет будет защищать город от наводнений.
Однако летом 2019 года отметка была превышена, в результате чего погиб 21 человек, а несколько сотен местных жителей обратились за медицинской помощью. Ущерб от паводка оценивается в 29 миллиардов рублей, подтопленными остаются 2,7 тысячи домов.
«Это та самая дамба, которая, по словам Николая Болотова, должна была ближайшее столетие защищать Тулун от наводнений. Но что-то пошло не так и погибло 20 человек. Сам Болотов уже умер, с него не спросить. А вот его сын, ныне замгубернатора, тогда был минстроительства, к слову», — прокомментировал ситуацию военкор «Комсомольской правды» Александр Коц.
Это та самая дамба, которая, по словам Николая Болотова должна была ближайшее столетие защищать Тулун от наводнений. Но что-то пошло не так, и погибли 20 человек. Сам Болотов уже умер, с него не спросить. А вот его сын, ныне замгубернатора, тогда был минстроительства, к слову. https://t.co/G06ugmLUag
— Александр Коц (@sashakots) 4 июля 2019 г.
В комментариях граждане напомнили, что ответственность должны нести не только строители. Проект проходил госэкспертизу, а также разрабатывался по заказу.
«Потом по утверждённому проекту строили, за стройкой осуществлялся надзор. А потом объект принимает заказчик», — написали пользователи.
Мутное болото
Бывший депутат гордумы Иркутска Ольга Жакова рассказала Царьграду, что история строительства дамбы оказалась очень мутной. Дело в том, что пока не удалось установить заказчиков конкурса. По логике, это должны быть местные власти, а принимать объект должен был мэр городского округа Юрий Карих. Однако никаких документов пока найдено не было.
Вызывают вопросы и работы, которые указаны в качестве капремонта защитных сооружений. В реальности речь идёт о строительстве, так как никакой дамбы изначально не существовало. Отметим, что всего на объект было выделено более 52 миллионов рублей.
В 2006 году Тулун, который до этого многократно затапливало, включили в федеральную программу «Защита населения от паводков и укрепление береговой линии». Работы шли сложно, а в 2009 году из-за отсутствия денег строительство вообще остановилось. Во время паводка дама не разрушались. По предварительным оценкам, проблемы начались, когда уровень воды достиг отметки в девять метров. Таким образом, гарантийные условия не были выполнены.
Не стоит забывать, что Николай Болотов уже скончался, а фирма реорганизовалась путём слияния в «Управляющую компанию «РЗС». Среди учредителей там упомянуты оба Болотова (с долями в размере 20% у каждого).
«Речь не идёт о том, что кто-то проверил этого подрядчика. Просто прокуратура даже это не рассматривает. Там другие подрядчики ведь были, они берегоукрепление делали. Где это всё? Берегоукрепление, получается, его нет. Прокуратура, никакие следственные органы данные эти не проверяют. Мы сейчас написали, думаем, кто-нибудь начнёт проверять эту информацию», — пояснила депутат.
Кто виноват и что делать?
В результате пока неясно, кто понесет ответственность. Наиболее подходящим кандидатом является Карих, который должен был принимать объект. Но этого не произошло, а документы всё ещё пытаются найти.
Местная прокуратура сейчас занимается другим делом об административном правонарушении в отношении глав районов, которые затопило. Речь идёт о несвоевременном оповещении граждан об опасности. Однако административное наказание за 21 погибшего — это слишком мало, считает Жакова.
«Там был федеральный бюджет, областной, и городской бюджет там немножко добавлял, в любом случае они должны были осуществлять какие-то контрольные функции», — рассказала она.
Довольно странно вело себя и руководство региона. Так, первоначально сообщалось о проблемах с эвакуацией местных жителей, которые отказывались покидать дома. Кроме того, губернатор Сергей Левченко пытается обвинить МЧС в том, что ведомство якобы не предупредило руководство области заранее о повышении уровня воды. Но спасатели утверждают, что ещё 26 июня было озвучено экстренное предупреждение.
Импульс спасательным работам в итоге придал президент России Владимир Путин, который после саммита G20 в Осаке лично прибыл в Братск, чтобы на месте оценить обстановку. Позднее он потребовал от местных властей подготовить доклад, а также распорядился выделить финансовую помощь из федерального бюджета. Как передаёт РИА ФАН, чиновники также пообещали предоставить пострадавшим временное жилье.
При этом ситуация пока далека от стабилизации. Как сообщает телеканал 360, спасатели предупредили жителей Иркутской области о том, что 5 июля на реке Иркут ожидается повышение уровня воды в районе села Баклаши.