Президент Турции 5 марта приедет в Москву за примирением. Для Кремля это хороший шанс проявить жесткость и поставить точку с недоразумениями вокруг Идлиба.
В предстоящих переговорах Тайипа Эрдогана и Владимира Путина российской стороне важно помнить, что турецкие коллеги воспримут диалог на принципах взаимного уважения и готовности к компромиссам как слабость.
Об этом в Telegram написал политолог Сергей Михеев. Он обратил внимание на тот факт, что не Путин едет в Анкару, а Эрдоган в Москву. Это хороший показатель, кому переговоры нужнее.
– Сразу скажу, на мой взгляд, Эрдоган, скорее, проигрывает данную конкретную партию. Когда Россия пошла туркам навстречу по вопросам зон деэскалации, Идлиба, курдов, совместного патрулирования, турки (вполне в русле восточной традиции) восприняли это, как признак слабости, – отметил Михеев.
По этой причине «Эрдоган, образно говоря, решил «повесить на гвоздик в сортире» Сочинские договорённости и испытать ситуацию на прочность». Но по ходу эскалации конфликта выяснилось, что Турция переоценила свои возможности.
Во-первых, сирийцы оказались уже не такими беспомощными, какими они были несколько лет назад, и смогли дать достойный отпор атакам протурецких террористов. Сами боевики в последние годы потеряли запал воевать и не готовы играть роль пушечного мяса для Анкары.
Во-вторых, Россия в критический момент не испугалась поддержать армию САР, рискуя потерять «Турецкий поток» и помидоры. Москва занимает достаточно твёрдую и хладнокровную позицию.
В-третьих, иранцы готовы воевать с турками на их наблюдательных постах (8 из которых уже оказались в тылу сирийской армии и фактически выполняют роль заложников), потому что удары турецких беспилотников привели к жертвам в рядах КСИР и Хезболлы.
Нельзя также не учитывать курдский фактор. Курды в любой момент готовы взяться за оружие, как только появится шанс разбить турецкие вооруженные силы.
– В итоге у Эрдогана началась форменная истерика. Потому что обращение в НАТО, шантаж ЕС беженцами, заявления о проливах и 16-ти войнах с Россией — это именно признаки истерики. Кстати, обратите внимание, что ничего существенного от Запада Эрдоган пока добиться на смог, – продолжил Михеев.
Он напомнил, что Эрдоган несколько лет назад чуть было не стал жертвой США, которые, судя по всему, способствовали попытке госпереворота в Турции. Вашингтон наверняка до сих пор не отказался от своих планов, и при первой возможности начнет диктовать Анкаре свои условия – в первую очередь о смене власти.
– Между прочим, это важное преимущество России в данном вопросе — Москва не собирается менять режимы в Турции и Эрдогану следовало бы это учесть. В общем, Эрдоган едет в Москву вовсе не с козырными картами на руках. Он отчасти стал заложником собственной несколько нервической харизмы, – заметил политолог.
По словам Михеева, Эрдоган слишком много на себя взял и только сейчас подошел к осмыслению одной мудрости, выраженной в русской пословице «широко шагаешь — штаны порвешь».
Турция обладает второй по численности армией среди стран НАТО, но и она не может выстраивать внешнюю политику, полностью игнорируя реальность. На встрече Путина и Эрдогана какой-то компромисс неизбежен. «Однако, на мой взгляд, не стоит в очередной раз проявлять излишнюю мягкость. Эрдоган этого не способен оценить», — заключил Михеев.