опубликовано: в 13:09 от eadaily.com
К итогам ВЭФ-2021: России не нужны трудовые мигранты, России нужны новые граждане
Итог Восточного экономического форума (ВЭФ-2021) можно было подвести ещё до его начала по той дискуссии, которая развернулась среди федеральных чиновников вокруг социально-экономического положения Дальнего Востока.
Первым повестку задал глава Минобороны Сергей Шойгу — уроженец дальневосточной Тывы — предложив построить на Дальнем Востоке и Сибири от 3 до 5 городов. Его предложение сразу было воспринято в штыки экономистами и высмеяно скептиками «Единой России», решившими, что речь идёт о предвыборной агитации.
Несомненно, предложение Шойгу было озвучено в разгар избирательной кампании и адресовано, в первую очередь, жителям Дальнего Востока, однако стоит учесть ряд факторов, которые указывают на то, что Дальний Восток стал федеральным приоритетом.
Во-первых, ещё до начала избирательной кампании премьер-министр Михаил Мишустин совершил длинное турне по регионам ДВ.
Во-вторых, в предложение Шойгу поддержал президент Владимир Путин, а вскоре в публичную дискуссию вокруг целесообразности строительства новых городов и судьбы городов существующих включились федеральные чиновники от главы Минвостокразвития до полпреда Юрия Трутнева и главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
Позиции у чиновников разные: от желания министра Чекункова объединить Владивосток и его город-спутник Артём и альтернативного предложения Рогозина превратить подшефный ему город Циолковский в миллионник до скепсиса по поводу целесообразности создания новых населённых пунктов.
Безусловно, дискуссии федерального масштаба были и раньше. Случаев, когда они оказывались просто дискуссиями куда больше, чем примеров, когда они превращались в поручения органам исполнительной власти.
Однако в пользу необходимости строительства новых городов играет общее смещение центра мировой экономической активности из Европы в Азию, а также зависимость России от поставок полезных ископаемых и общее исчерпание их запасов в европейской части страны.
При этом на территории европейской части России проживают 78% её населения, а на Дальнем Востоке есть разведанные, но неразработанные месторождения.
К освоению части из них уже приступили. В 2018 году началась разработка Удоканского месторождения меди в Забайкальском крае, начинается реализация Баимского месторождения меди на Чукотке, золото-медного месторождения Малмыха в Хабаровском крае, Озёрного месторождения цинка и свинца в Бурятии. Для них РЖД реализует проект модернизации Восточного полигона и увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба.
Для всего этого необходимы люди. Частично бизнес решает проблему сам. Например, «Колмар» перевёз из Донбасса в Якутию 2 тыс. шахтёров и членов их семей, однако очевидно, что для привлечения запланированных Минвостокразвития 2 млн переселенцев потребуются не только анонсированные 8 трлн рублей, но и изменение подхода к миграционному вопросу.
Дело в том, что России не нужны трудовые мигранты, а пандемия показала, что, в принципе, экономика функционирует и без них. России нужны новые граждане, которые постоянно проживают, трудятся и тратят свои сбережения в России. Следовательно, дальнейшая реализация дальневосточных планов правительства будет зависеть от того, как быстро новый созыв Госдумы примет закон о репатриации, а также то, насколько выхолощенным он окажется после второго чтения.
С инвестиционной привлекательностью государство работать уже научилось. Речь идёт уже даже не столько о решении освободить бизнес на Курилах от части налогов на 10 лет, а о отработанном механизме специнвестконтрактов и принятом законе о поощрении капиталовложений.
Всё остальное — и новые города, и новые предприятия — вопрос времени, денег и политической воли.
Практика строительства газопровода «Сила Сибири» и двух гигантских предприятий — Амурского газоперерабатывающего завода и Амурского газохимического комплекса — показывает понимание властью того, что вслед за добывающей промышленностью должна развиваться промышленность обрабатывающая.
Следовательно, технологии развития властью отработаны. Осталось перевести страну в мобилизационный режим — так не придётся тратить годы на планы и согласования.
Иван Лизан, специально для EADaily