опубликовано: в 11:25 от aif.ru
Инсульт и нищета: судьба «советской Марины Влади»
В 2023 году 75 лет исполнилось актрисе Ольге Прохоровой, чья судьба могла сложиться иначе, если бы на пике славы в Союзе она не уехала за океан. Итог получился горьким — ее обманули, выманив все накопленные деньги. Потом случился инсульт, а следом пришла нищета. Она не теряет надежды вернуться на родину, где когда-то была востребована. Но и в Москву ей возвращаться некуда. Впрочем, обо всем по порядку.
Не затерялась на фоне Мордюковой
Слава Ольги Прохоровой гремела в нашей стране в 70-х — начале 80- х гг. благодаря фильмам «Возврата нет», «Полынь — трава горькая», «Емельян Пугачев» и др.
Актриса и ее муж режиссер Алексей Салтыков дружили с Владимиром Высоцким, который говорил, что Ольга — вылитая Марина Влади в молодости.
Кто-то сравнивал Прохорову с голливудской «звездой» Одри Хепберн — Ольга была такой же тростиночкой, до начала кинокарьеры, как и Хепберн, занималась балетом. А еще до учебы во ВГИКе успела окончить и музыкальное училище, играла на фортепьяно.
Актриса нашла свой стиль в кино. Запоминалась не благодаря изысканной внешности, которой у нее не отнять, а в первую очередь манерой игры — ей удавались глубокие драматические роли. Это помогло не затеряться на фоне великой актрисы Нонны Мордюковой, с которой Ольге довелось играть в фильме «Возврата нет». В этом году картине исполнилось 50 лет, она вышла на экраны в 1973 году. Мордюкова была на двадцать с лишним лет старше своей молодой коллеги, маститая актриса, звезда. Могла бы и подавить коллегу харизмой. Но нет. Тандем получился гармоничным. В этой психологической и одновременно лирической драме Ольга продемонстрировала свои музыкальные способности, в кадре сама играла на фортепьяно. А еще освоила профессию каскадера, когда лихо закладывала на мотоцикле виражи по ухабам.
Поскандалила из-за Высоцкого
В основе сюжета фильма «Возврата нет» — любовный треугольник. Какое-то время и сама актриса стояла перед выбором, с кем связать свою судьбу. В студенческие годы во ВГИКе у нее вспыхнул роман с однокашником Николаем Еременко-младшим. Но замуж она вышла за известного режиссера Алексея Салтыкова, который к тому времени уже снял легендарные фильмы «Председатель» с Михаилом Ульяновым, «Бабье царство», «Друг мой Колька», «Ребята с нашего двора».
Салтыков сделал предложение студентке во время их второй встречи. Позвал сниматься в свою картину «Сибирячка». И дальше снимал в своих работах. Можно сказать, что во многом благодаря этим картинам — «Возврата нет», «Полынь — трава горькая», «Семья Ивановых» — Ольга стала известна советским зрителям, приобрела статус кинозвезды. По словам актрисы, в советское время надо было собрать 16 млн руб. с проката фильма, чтобы он окупил затраты. А фильмы Салтыкова и Прохоровой собирали 75 млн руб.
Однажды министр культуры Фурцева, заступаясь за Прохорову, которая дерзко вела себя с киноначальством, сказала: «Да, Оля эмоциональная. Но их с мужем фильмы занимают второе место по доходу в казну после водки». А скандал случился из-за того, что в Госкино не утвердили на роль Емельяна Пугачева в фильме Салтыкова Владимира Высоцкого. Позже актриса рассказала, что пока ее муж дома вместе с Высоцким мрачно пили водку, сама она отправилась выяснять отношения к чиновникам. И так напоследок громко хлопнула дверью в одном из высоких кабинетов в Госкино, что та слетела с петель.
Если бы не заступничество министра культуры, неизвестно, чем бы закончилась эта история. Фурцева к изысканной Прохоровой благоволила. Именно она отправила актрису на прием в канадское посольство, где произошла встреча, изменившая ее судьбу.
В Канаде выпускали футболки с ее портретом
В тот день в посольстве был показ картины «Полынь — трава горькая» Алексея Салтыкова с Ольгой в главной роли. По сюжету после войны Трофим возвращается в родную деревню из Германии с девушкой, которая потеряла память в концлагере. Благодаря чуткому отношению односельчан бывшая узница возвращается к нормальной жизни. К моменту выхода фильма в 1982 году брак Ольги и Алексея трещал по швам. По словам актрисы, всему виной были запои супруга. И еще якобы появилась некая женщина, которая спаивала талантливого Салтыкова, и он оказывался в ее власти.
Актриса чувствовала себя как птица у клетке. И когда в канадском посольстве местный пресс-атташе чуть ли не через час признался Ольге в любви и стал уверять ее, что ей надо обязательно ехать в Канаду и делать там карьеру, Прохорова решила: может, это и есть ее шанс.
Если бы только она знала, какой зигзаг сделает судьба.
Ольга смогла уехать в Канаду, выйдя замуж за того самого пресс-атташе. Правда, спустя всего несколько месяцев они развелись. Сама актриса говорила, что не хочет вспоминать о втором муже, что с годами ей стало очевидно, что любила она и после развода только Салтыкова.
А вот кинокарьера складывалась успешно. У Ольги были способности к языкам. С детства она хорошо говорила на немецком, в Канаде выучила английский. Снималась в фильмах и сериалах. О достигнутой популярности говорит тот факт, что в Канаде выпустили футболки с изображением актрисы. А пухлые щечки, за которые Ольгу критиковали на родине, здесь стали ее изюминкой. Женщины даже шли на пластические операции с просьбой сделать им скулы, как у Прохоровой.
Смерть близких толкнула на необдуманный поступок
Актриса и из-за океана поддерживала связь с мамой и бывшим мужем. Алексей часто бывал в гостях у тещи, возил маму Ольги по врачам, когда она заболела. Уход тещи из жизни в 1993 году стал для него тяжелым ударом. На поминках у него самого остановилось сердце. Так в одночасье Ольга лишилась двух самых близких и дорогих ей людей. В Канаде она больше не выходила замуж, детей у нее не было.
Позже Прохорова вспоминала, что боль от потери мамы и Алексея была такой сильной, что она не находила себе места. Корила, что не вернулась в Москву раньше. А ведь собиралась. Обсуждали с Алексеем новый фильм. Был у них в загашнике, еще с советских времен, сценарий про Сергея Есенина.
Но возвращаться вдруг стало не к кому и некуда. Их шикарную московскую квартиру родственники переписали на себя по доверенности, когда мама Ольги заболела.
Тогда Ольга решается на переезд в соседние США. Для актрисы, которой было 45 лет и которую никто не знал в Америке, это было авантюрным решением. Канадские знакомые, как могли, отговаривали Ольгу от опрометчивого шага. Но она считала, что переезд, новая обстановка заглушат душевную боль.
Позже в интервью она рассказала, что, живя в Канаде, смогла накопить 80 тыс. долларов. Но в Америке случилась некая «некрасивая история», из-за которой Прохорова лишилась всех своих денег. А тут еще и добавились проблемы со здоровьем. Инсульт, кома. Она выкарабкалась, но толком не могла ходить. Требовалась реабилитация, на которую не было денег. И она сама, без врачей, восемь месяцев восстанавливала мышечную память. Помогли занятия у балетного станка, которые знала с детства.
Еще сильно упало зрение, которое и без того после травмы, полученной на съемках «Полынь — трава горькая», было слабым. Тогда из-за ошибки пиротехников ей в глаза попала химическая пыль. Она чуть не ослепла. Перенесла 9 операций.
Мечты о возвращении на родину
Без денег, без связей, с подорванным здоровьем и без крыши над головой, Ольга перебивалась случайными заработками переводчика. Наступил момент, когда жить стало совсем негде, и ее приютила цыганская семья. Ей выделили угол, где она спала на стуле.
Последний раз на связь с российскими журналистами актриса выходила пять лет назад. Рассказала, что снимает в Лос-Анджелесе небольшую квартиру на пару с белорусским эмигрантом. Ее месячный доход — пособие по инвалидности — составляет 900 долларов, а жилье стоит 1600 долларов. С ностальгией вспоминала, что в ее московской квартире были серебряные ложечки и фарфоровые чашечки с позолотой, а в Америке она пользуется исключительно одноразовой посудой.
В том же интервью она сказала, что, если бы появилась возможность вернуться в Москву, она бы это сделала. И обязательно бы начала работать. Но чуда не произошло.