опубликовано: в 15:36 от tsargrad.tv
Гибель А-50 над Азовским морем: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»
Небратья из кожи вон лезут, пытаясь доказать: именно они и никто другой смогли лишить русскую армию двух ценнейших военных бортов. Речь, конечно же, идёт о «сбитых» над Азовским морем Ил-22 и А-50. Однако эксперты, по сути, повторяют слова классика Антона Чехова: этого просто не может быть. А посему причины ЧП (если допустить, что оно было, — напомним, официального подтверждения так и нет) нужно искать, чтобы не допустить возможного повторения.
Было или не было? Точка не поставлена
Напомним, в начале этой недели появились слухи о том, что Воздушно-космические силы России понесли очередную тяжёлую потерю. Якобы в небе над Азовским морем сбито сразу два русских военных борта. Официально потери не подтверждены.
Стоит отметить, что первыми начали радостно разносить по Сети новость об ударе по двум русским самолётам наши украинские небратья. Мол, в районе Азовского моря их военные силы подбили самолёт радиоразведки А-50 и бомбардировщик Ил-22. По словам нардепов от «Слуги народа» Александра Федиенко и Юрия Мысягина, первый из них был сбит над акваторией моря, второй же дотянул до береговой линии и исчез с радаров после снижения в районе Керчи.
Почти сразу подключились и наши: например, о крушении «летающего радара» (так называют А-50, поскольку это борт ДРЛО) сообщили ряд крупных Telegram-каналов и блогеров-военкоров, имеющих доступ к неофициальным каналам информации.
В числе первых сообщивших печальную новость был известный военно-политический обозреватель Юрий Подоляка:
По А-50… К сожалению, это правда.
Информацию о гибели борта подтвердил также военкор Владимир Романов. Доходило и до абсурда: некоторые писали, будто бы на борту погибшего А-50 был автор профессионального лётного телеграм-канала Fighterbomber. Была и другая версия — якобы истребитель-бомбардировщик был в сопровождении самолёта. Но в обоих вариантах уточнялось, что лётчик погиб. Оказалось, что всё не так:
Трагедия — она всегда трагедия. Особенно когда она такого масштаба. Кто бы там ни находился. Кто виноват в гибели лётчиков, мы, скорее всего, не узнаем. Погибшим вечного полёта, раненым — скорейшего выздоровления и возвращения в строй. А конкретику требуйте в МО и у админов каналов, которые считают именно себя настоящими патриотами страны и точно знают, что можно писать, а что нет. Ну и да. Наверное, всё-таки стоит попробовать вернуться к истокам, когда танкистами командовали танкисты, лётчиками — лётчики, зенитчиками — зенитчики. Хуже от этого точно не будет, — написал Fighterbomber. А после подтвердил, что жив и в своём прямом эфире.
Молчание множит версии
На фоне отсутствия официальных данных (едва ли таковыми можно, при всём уважении, считать слова официального представителя Кремля Дмитрия Пескова о том, что «информации нет») в Сети множились слухи. Так, паблики из Незалежной оперативно распространили странную аудиозапись, которая якобы подтверждает факт случившегося: слышно, как некий мужчина просит подогнать скорую помощь и пожарную машину.
Утверждается, что запись — часть перехваченного радиоэфира. И она доказывает, что экипаж Ил-22 запрашивал экстренную посадку. Правда, качество записи настолько плохое, что достоверно можно расслышать только заключительную её часть, где мужской голос произносит: «Срочно нужны скорая и пожарная машина».
Также публикуются данные с радаров (тоже в источниках из Незалежной), на которых показано исчезновение с карты летящих объектов — утверждается, что А-50 пропал над морем, а Ил-22 дотянул до береговой линии и после этого перестал подавать сигналы.
Небратья вовсю праздновали победу. Мол, это они сбили уникальный борт. Валерий «у меня кончились солдаты» Залужный радостно поспешил заявить, что это его подчинённые якобы сбили русские самолёты:
Я благодарен ВВС за прекрасно спланированную и проведённую операцию в районе Азовского моря!
Правда, ни сам Залужный, ни его подручные не удосужились уточнить, каким образом они сумели это сделать. Откуда внезапная скромность? Так потому что очевидно, что наши враги при всём желании не смогли бы ударить по указанным целям, и мы объясним почему.
Злополучный Friendly Fire?
Прежде всего есть одно большое но. Множество экспертов склоняются к версии, что что-то нехорошее с русскими самолётами над азовской акваторией всё-таки случилось. Но небратья к этому отношения не имеют. Увы, актуальной остаётся вероятность так называемого дружественного огня.
Дыма без огня в этот раз не получилось. Опять же по сообщениям ряда источников в небе над морем действительно был какой-то инцидент, но всё обошлось благополучно, самолёт сел в Анапе. Такие сведения лишь об Иле, про А-50 вообще тишина. Самой правдоподобной версией на данный момент выглядит версия о «дружественном огне». Такое раз точно было на нашей памяти. Что и как произошло в этот раз, если это действительно так, разберутся компетентные органы, для нас самое главное, что люди живы, техника дотянула до аэродрома. А на будущее надо сделать выводы компетентным органам, чтобы впредь такое не повторялось, — отметил военный корреспондент Фёдор Громов.
Причастна наша система ПВО? Пока ясного ответа нет, но эксперты указывают на это. Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Однако есть сторонники иных вариантов. Например, телеграм-канал «Образ будущего» со ссылкой на инсайдерские сведения заверяет:
Там точно никакого Friendly Fire не было. Оба борта — А-50 и Ил-22 — смогли самостоятельно вернуться на базу, но стоит признать, что оба получили повреждения… Героический состав обеих лётных групп, сумевших вернуть на базу самолёты, будет представлен к государственным наградам. Рассматривается вопрос встречи героев с президентом. Пока приоритетная версия — это поражение с земли ракетами класса «земля — воздух» после серии отвлекающих атак и манёвров. По всей видимости, атака выполнена специалистами из Британии, напрямую участвующими в операциях противника, над которыми взяли полное шефство на период в 10 лет по заключённому договору на днях.
Важно, что есть выводы, которые актуальны независимо от того, что случилось с армейскими самолётами. Об этом пишет телеграм-канал «Военная хроника». Отмечается, что самолётов типа А-50 (то есть бортов дальнего радиолокационного обнаружения) у русских должно быть больше.
Самым многочисленным флотом AWACS (ДРЛО) располагают США — 31 самолёт Boeing E-3 Sentry. Всего 3 таких самолёта под обозначением AEW.1 есть у Великобритании (раньше было 5), и там это решение открыто называют неправильным. По разным оценкам, в России флот самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50/50У составляет от 7-9 до 15 единиц, и такого количества, разумеется, недостаточно, — указывают эксперты.
Повод для дутого хвастовства
Наш русский классик Антон Чехов подарил народу фразу: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». И в истории со «сбитыми» русскими самолётами она актуальна без всякой иронии — относительно версии, связанной с вражеской атакой.
Вернёмся ещё раз к «застенчивости» Залужного. Как отмечает обозреватель канала Влад Шлепченко, нежелание генерала раскрывать, каким образом наши противники дотянулись до акватории Азовского моря, имеет вполне прозаическое объяснение.
Дело в том, что расстояние между предполагаемым районом крушения самолётов и линией фронта превышает 150 км. Это больше дистанции, на которую могут стрелять имеющиеся у Киева С-300. Украина располагает тремя батареями американских ЗРК Patriot, однако поставленные к ним ракеты PAC-3 имеют дальность 40 км. Более старые PAC-2 могут поражать цели на дистанции 160 км. Для них дистанция является предельной, и, чтобы провернуть такую операцию, ВСУ должны были поставить комплекс на берегу Днепра, что крайне маловероятно, — указывает Шлепченко.
Украинские истребители МиГ-29 и Су-27 не имеют достаточно дальнобойных ракет класса «воздух — воздух», а применить западные ракеты до получения F-16 они вряд ли могли бы, хотя гипотетически возможность поставить западную ракету на советский самолёт существует. То есть со средствами поражения у ВСУ явно просматривается проблема.
Военный обозреватель Алексей Суконкин в комментарии к ситуации для Царьграда также высказал мнение, что враг, скорее всего, не имеет отношения к поражению наших самолётов:
Исходя из понимания, какие средства поражения есть в распоряжении противника и какова их дальность, скажу, что та сторона отношения к этому не имеет. Органы контрразведки и прокуратура разберутся, в чём была причина инцидента.
Если попытаться проанализировать ситуацию в рамках гипотезы «дружественного огня», то можно заметить, что предполагаемый район крушения наших самолётов лежит в пределах коридора, по которому небратья неоднократно пускали крылатые ракеты Storm Shadow и беспилотники с целью поразить цели в Бердянске, на севере Крыма и Крымский мост. То есть для наших сил ПВО появление целей с этого направления было вполне ожидаемым.
Отнюдь не теоретически возможен вариант «дружественного огня»: к сожалению, за два года подобных случаев хватало и тенденции к исправлению не наметилось, — прокомментировал ситуацию Telegram-канал «Рыбарь».
В свою очередь канал «Военный осведомитель» дал подборку случаев, когда наши боевые самолёты могли быть поражены огнём своей ПВО.
Что с того?
Даже если нам не повезло и мы лишились двух ценных самолётов, то это, конечно, беда. Но ещё не трагедия (здесь мы не имеем в виду возможно погибших при крушении лётчиков — понятно, что гибель людей — это всегда страшно). Как отмечал военкор Александр Коц:
Сегодня же у нас какая-то необъяснимая информационная бледность на фоне предков, будь то гибель флагмана флота или самолёта ДРЛО… А самолёты мы (…) ещё построим. Нам их клянчить по заграницам не надо. И обязательно победим. Может быть, хотя бы тогда назовём всех павших поимённо. Не боясь, что об этом подумает противник.
Молчание Минобороны тоже вполне понятно. Поскольку наш противник горазд раздувать из всех возможных поводов невесть что, выворачивать, переворачивать и выдумывать, лишний раз радовать небратьев инфоповодами никто не хочет.
И не зря тот же Fighterbomber обещает сенсацию, но не сейчас:
Добавить к этому хотелось бы… Я бы не сказал, что пусков не было. Нет. Не было пусков по воздушным целям. Второе — прекрасно понимаю, что, возможно, некоторые люди пришли сюда за ответами. (…) Как только будет ясно, что тема может быть обсуждена, мы расскажем максимально подробно всё, что знаем.