опубликовано: в 13:07
Фейком по фейку: что показали нам выборы на Украине
Голосование за президента-юмориста на Украине сродни избранию домохозяйки мэром в российском Усть-Илимске. В обоих случаях люди смертельно устали от воровства и политической проституции. Если ты кричишь о «войне с Россией», не делай с ней тайные гешефты. Если делаешь гешефты — не разглагольствуй о войне.
После подсчета 64,7 процента бюллетеней в первом туре выборов президента Украины лидирует юморист из телепроекта «95-й квартал», актер Владимир Зеленский: у него 30,41% голосов. Второе место у действующего президента Петра Порошенко — 16,3%. На третьем месте ветеран украинской политики Юлия Тимошенко с 13,09% голосов. Газовый лоббист Юрий Бойко, которого позиционируют как «пророссийского» кандидата, получил 11,59%. Зеленский и Порошенко встретятся 21 апреля во втором туре.
Сюрпризом этих выборов стал не только почти двукратный отрыв Зеленского от Порошенко, но и другой новичок в украинской политике — 63-летний экс-глава СБУ Игорь Смешко. За него неожиданно для всех проголосовало 6,5% избирателей. Порошенко не помог ни админресурс, ни всеобщее осознание того факта, что за Зеленским стоит олигарх Игорь Коломойский. И это говорит об одном: украинское общество устало от действующей труппы местного политического театра.
Ключевой особенностью режима Порошенко является сочетание откровенной лжи и воровства с ура-патриотической риторикой и жертвоприношениями богу войны на Донбассе, которому бросают на съедение почти исключительно простолюдинов. При этом народ продолжает беднеть, а верхушка богатеет.
Порошенко в первом туре позиционировал как «единственный не пророссийский кандидат». Но его провал говорит вовсе не о том, что РФ на Украине вдруг за что-то снова полюбили. Общество в целом по-прежнему уверено, что «Россия — агрессор» и не простило Москве «аннексию Крыма», здесь технологи Порошенко не ошиблись. Проблема в том, что Украина, как коллективный Станиславский, этому актеру просто не верит.
Боевые действия на Донбассе идут уже пять лет — дольше, чем Великая Отечественная война. Продолжают гибнуть бойцы и мирные люди. Но как можно сплотиться вокруг президента, который, посылая на смерть все новые и новые шеренги, раздумывает, закрывать ему или нет свою кондитерскую фабрику в России? Или — свежий скандал — крышует тайные поставки запчастей для военной техники из РФ, в которых замешан его приятель из Совета безопасности?
Фабрику в Липецке Порошенко в конце концов закрыл, но состояние его семьи за пять лет войны выросло в 95 раз — и об этом публично говорит вся страна. При этом население Украины продолжает нищать: людям не хватает денег даже на коммуналку и на элементарные услуги медиков, которые стали официально платными и очень дорогими.
В таких условиях разглагольствование обрюзгшего миллиардера о необходимости «затянуть пояса ради победы над врагом» воспринимается как циничная издевка — и по сути ею является. Не говоря уже о том, что сама перспектива победы видится очень сомнительной: ну разве что коллективный Запад Россию санкциями доконает, и та сама уйдет с Донбасса. А уж разговоры Порошенко о возвращении Крыма и вовсе вызывают у избирателей тошноту.
Являет ли собой шоумен Зеленский альтернативу всему этому? Скорее всего, нет: вся Украина понимает, что деньги на его кампанию дал откровенный циник Коломойский. Да и в сериале «Слуга народа» Зеленский сыграл политика, которому присущи пороки нынешнего президента.
Но у Зеленского есть одно важное преимущество — он еще никогда не был у власти. А значит, скорее всего, не является человеком, с которым уже обо всем договорились. С ним, конечно, договорятся, но потом. А сейчас проголосовать за него — это единственная неприятность, которую народ может доставить власти. И это один-в-один похоже на протестное голосование против единороссов в российских городах.
Напомним, 25 марта 28-летняя домохозяйка Анна Щекина, выдвинутая ЛДПР, стала мэром Усть-Илимска, набрав 44,04% голосов избирателей. Председатель городской думы Сергей Зацепин уступил ей 1,5 тыс. голосов, набрав 37,3%. В ответ представители местной власти в сердцах обозвали избирателей «стадом» — но до этого выдвиженцы «Единой России» уже проигрывали во Владимирской области, Приморье, Хабаровском крае и в Хакассии. И это еще явно не конец.
Судя по всему, протестное голосование в России продолжится. Причем его признаки наблюдаются в Крыму и Севастополе. Считалось, что позиции партии власти здесь крепче, чем в материковой глубинке за счет памяти о Крымской весне, но «крымский консенсус» давно исчерпан и попытки нового главы севастопольских единороссов Дмитрия Саблина перезагрузить местную парторганизацию на рейтинге «ЕР» пока сказались мало. Сейчас в городе-герое идет предвыборная зачистка рынка наружной рекламы, чтобы отсечь конкурентов партии власти, однако от неожиданностей это не страхует.
В этих условиях губернатор Севастополя Овсянников пытается застраховаться сам, накачивая ресурсом «Справедливую Россию», а в соседней Республике Крым протестное голосование хотят канализовать в нужное русло с помощью партии «Родина», которая на прошлой неделе приняла в свои ряды видных критиков местной власти. Но получится ли? Ведь с трудом выживающим крымчанам до тошноты надоело слышать патриотические речи из уст бывших регионалов, которые еще в феврале 2014 года «топили» за Украину, испугавшись «вежливых людей».
Конечно, изменить систему не смогут ни Зеленский, ни домохозяйка из Усть-Илимска, ни мэр Якутска Сардана Авксентьева, победившая на выборах после обещания распродать дорогие машины чиновников; ни, тем более, заведомо послушные выдвиженцы от системной оппозиции.
Это типичный постмодерн, точнее даже постпостмодерн — удар фейком по фейку.
Мало того, судя по событиям на Украине и в той же Якутии, где гастарбайтерам запретили работать в целом ряде отраслей — и украинцев, и нас, с большой долей вероятности, ждет ультраправый поворот и рост национализма, весьма далекого от подлинной социальной справедливости.
Но все это показывает: эпоха неприкрытой политической проституции и бесстыдных договорняков на постсоветском пространстве уходит в прошлое. Жизнь большинства от этого лучше не станет, скорее даже наоборот. Лживый софт заканчивается, впереди — такой же несправедливый и жестокий, но гораздо более открытый хард.
Автор Виктор Ядуха
Источник: primechaniya.ru