У русских почти генетически закодирован страх перед вторжением захватчиков. Россия постоянно подвергались нападениям: викингов, монголов, французов, немцев. Любые действия, в результате которых иностранная держава оказывается у российской границы, приводит россиян в бешенство, считают читатели The Wall Street Journal.
Никто не знает, нападет ли Владимир Путин на Украину, но становится все более очевидным, что разобщенный и сбитый с толку западный альянс не знает, как ответить на вызов с его стороны.
Западные дипломаты, заблудившиеся в нарциссическом тумане напыщенности и помпезности, на протяжении последнего десятилетия пренебрегали российским президентом как закоснелым пережитком отвергнутого прошлого. Как презрительно заявил тогдашний госсекретарь Джон Керри (John Kerry) во время вторжения Путина на Украину в 2014 году, «в XXI веке нельзя вести себя как в XIX веке, вторгаясь в другую страну под совершенно надуманным предлогом».
Невилл Чемберлен (Neville Chamberlain) извлек из провала в Мюнхене больше уроков, чем нынешнее поколение западных лидеров извлекло из неудачи в Крыму. Убежденные в том, что в наш просвещенный постисторический век старые правила силовой политики применять нельзя, европейцы болтали о мягкой силе, в результате чего лишь оказались «не у дел» при проведении ключевых переговоров между США и Россией по Украине. По мере того как Китай и Россия становились все более могущественными, уверенными в себе и агрессивными, американцы с энтузиазмом взяли на вооружение политику грубой и подлой поляризации и внутренних культурных войн.
Теперь же администрация Байдена одновременно провозглашает за рубежом, что «Америка вернулась», во всей своей крутизне в вопросах построения порядка, а у себя в стране утверждает, что демократия находится на грани — на расстоянии одного законопроекта о праве голоса от краха.
А Владимир Путин, являющийся жалким «пережитком прошлого», использовал свое время по-другому, восстанавливая Советский Союз под носом у беспомощного, сбитого с толку и занятого своими проблемами Запада.
Поскольку Россия не аннексировала отколовшиеся республики, многие наблюдатели недооценивают, насколько успешным было воссоединение СССР г-ном Путиным. Но он хочет не единообразия, а гегемонии. Сталин настаивал на том, чтобы Украина и Белоруссия были членами-основателями Организации Объединенных Наций, хотя они были республиками Советского Союза. Наверное, Путин был бы рад сохранить их номинальную независимость под контролем России. Во многих советских республиках Москва правила через местных авторитарных лидеров. Когда Советский Союз распался, такие лидеры, как руководитель Азербайджана Аяз Муталибов, руководитель Туркменистана Сапармурат Ниязов и руководитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, плавно перешли к управлению этими бывшими республиками как своими вотчинами. Цель Владимира Путина состоит в том, чтобы восстановить окончательный контроль, при этом оставив подчиненных ему правителей на местах.
Эта схема работает. В 2020 году он восстановил контроль России над Южным Кавказом, остановив азербайджано-армянскую войну на своих условиях. Прошлой весной, когда Запад злился и ворчал, Владимир Путин удержал у власти белорусского президента Александра Лукашенко. На прошлой неделе Путин зарекомендовал себя как верховный арбитр Казахстана, оказав стране политическую и военную помощь, которая позволила президенту Касым-Жомарту Токаеву подавить восстание. Сегодня на большей части постсоветского пространства Владимир Путин решает, кому править, а кому лить слезы. Из 15 бывших республик Советского Союза только пять (три государства Балтии, Молдавия и Украина) держат его на расстоянии. Грузия кое-как цепляется за остатки некогда полной независимости. После вывода американских войск из Афганистана такие страны, как Киргизия и Таджикистан, становятся более зависимыми от Москвы, чем когда-либо.
Между тем Запад находится в менее выгодном положении, чем в 2014 году, чтобы противостоять давлению России на Украину. Сомнения Европы в приверженности и здравомыслии Америки стали сильнее, чем тогда. Пацифизм Германии укоренился еще глубже. Брексит негативно сказался на отношениях между главными военными державами Европы. Зависимость Европы от российской нефти и природного газа делает Запад как никогда уязвимым для энергетического шантажа — и в значительной степени ограничивает способность Запада вводить экономические санкции в отношении партнера, без которого он не может ни отапливать свои дома, ни обеспечивать работу своих заводов. К тому же Владимир Путин знает, что экономические санкции сильнее ударят по Европе, чем по США, углубляя разногласия в альянсе, который он надеется разрушить. При ценах на нефть выше 80 долларов за баррель и поддержке Китаем его игры Владимир Путин может оказаться менее уязвимым для экономических санкций, чем рассчитывает Белый дом.
При этом Вашингтон непреднамеренно, но явно выдает свою уязвимость перед шантажом. Поскольку администрация Байдена пытается воздействовать на Конгресс, чтобы заблокировать санкции в отношении газопровода «Северный поток — 2», Москву нельзя обвинять в том, что она думает, что американцы готовы расплачиваться за сохранение «стабильности».
Владимир Путин пока переживает серьезный кризис, но ему, похоже, нечего бояться. Его успехи в Белоруссии и Казахстане основательно запугали внутреннюю оппозицию. Рост цен на энергоносители обеспечивает ему финансовую подушку безопасности. Из-за кризиса Россия вновь оказалась в центре мировой политики. Кризис продемонстрировал слабость Запада, привел в ужас Украину и подчеркнул мастерство Путина в том, что касается рискованных предприятий и авантюр. Его решения о том, что делать дальше, будут полностью зависеть от того, что, по его мнению, будет способствовать достижению основных целей России. Торговаться за столом переговоров, пока западное единство рушится? Захватить часть Украины пока Запад вне себя от бессильного морализма? Великодушно принять уступки Запада и вернуться к стабильности до следующего раза?
Успех Владимира Путина — это показатель интеллектуальной и политической несостоятельности Запада. До тех пор, пока западные лидеры не выйдут из тумана постисторических иллюзий и не восстановят утраченное искусство эффективной внешней политики, он будет и дальше добиваться успехов за наш счет.
Комментарии читателей:
Joseph Valenti
КГБ против бойскаутов
Jilio Fernandez Philippi
Отличный анализ! Европа и Германия, в частности, разоружились как в плане вооружения, так и в плане компетентности. Их зацикленность на справедливости в духе движения «пробудившихся» и зависимость от США в плане обороны привели к уничтожению их вооруженных сил.
Mike Gillespie
… а внешняя политика всегда была «коньком» Байдена
Jee Yul Yoon
Я считаю, что виной тому — результаты выборов в Европе и США после начала войны в Ираке. Невероятная череда грубых ошибок, в том числе той, где Путин пришел на помощь…
Robert Griffin
Путин за версту чует страх и воспользуется любой возможностью.
Henry L Manning
Президент Путин никого за пояс не затыкает. Президент Путин — друг Америки и президента Дональда Трампа
Америка должна последовать примеру России, это единственный способ снова стать великой.
Россия является для Америки образцом для подражания. В России много красивых женщин.
John Treble
«… Путин заткнул Запад за пояс».
Не согласен. Если на то пошло, какая европейская страна/народ хочет вступить в союз с Путиным/Россией?
Никакая.
Какая европейская страна/народ хочет вступить в союз с Западом?
Все.
Steven Weisbrod
К сожалению, немцы являются заложниками российских энергоносителей. В конце концов, им нужен этот дешевый источник ископаемого топлива, чтобы поддерживать работу своего экономического двигателя.
Andrew Kipnes
Вообще-то, это Байден поддержал зависимость Европы от российских энергоносителей
Emmett MacLean
Мы проиграли во Вьетнаме. Мы проиграли в Ираке. Мы проиграли в Афганистане. Кто готов потерпеть поражение на Украине? Круто!!
craig mason
Путин заткнул за пояс Буша-младшего. Путин заткнул за пояс Обаму. Путину оставалось только позволить Трампу лизать его сапоги. Байден понимает Путина, но «Запад» недостаточно воинственен, чтобы доставлять Путину настоящие неприятности.
Вот так-то.
Sun Chainik
Существует множество предположений о том, что Путин собирается сделать. Судя по численности войск, которые он сосредоточил на украинской границе, наиболее вероятным сценарием является захват района Мариуполя, чтобы иметь сухопутный доступ в Крым. Для захвата всей Украины потребовалось бы гораздо больше войск.
Sarah N
Если бы я была советником Путина или Си Цзиньпина, я бы посоветовала им атаковать Украину и Тайвань прямо сейчас. При таком немощным «главнокомандующим» я была бы шокирована, если бы он хотя бы написал письмо в резком тоне. Из-за левых мы вырываем поражение не из челюстей победы, а из нижнего отдела ее кишечника (Афганистан, Вьетнам). Удивляюсь, что сегодня они не пытаются отказаться от нашей победы во Второй мировой войне и сдаться Германии.
ian board
И единственное, что нужно сделать Путину, это разместить большое количество войск прямо через границу, что стало бы сигналом: «Вступайте в НАТО, если хотите, но если начнется война, вы попадете под перекрестный огонь и будете уничтожены». Что касается разоблачения его блефа, вы что, считаете, что у европейцев желание воевать с Россией? Это не наш, а их задний двор.
Michael Alston
Я думаю: «Давай сыграем в военную игру, Влад». Давай устроим потасовку и посмотрим, чья техника сильнее. Помимо того, что я сыт по горло Владом, я думаю, что это сразу же объединило бы нашу страну. Мы не можем договориться между собой, но мы все согласны с тем, что Россия — это головная боль, которая уже достала.
Greg Brown
«До тех пор, пока западные лидеры не выйдут из тумана постисторических иллюзий и не восстановят утраченное искусство эффективной внешней политики, он будет и дальше добиваться успехов за наш счет».
До тех пор, пока Госдепартамент США не выйдет из тумана исторического непотизма не восстановит утраченное искусство защиты американской державы, Путин и другие будут и дальше добиваться успехов за наш счет.
Stephen Gardner
«восстановление Советского Союза»
Нет, потому что СССР был коммунистическим и подлинно империалистическим в смысле постоянно растущей мощи.
Но Путин, безусловно, пытается возродить Российскую империю в смысле расширения сферы влияния, где Россия командует парадом.
Другими словами, он пытается сделать для России (но имея на то больше оснований, учитывая близкое расположение) то, что мы делали путем расширения НАТО, особенно в ходе нашего вмешательства в дела Украины, чтобы свергнуть законно избранного президента, испытывавшего симпатии к России.
Tom Wallace
Может быть, это объясняется тем, что Путин реалистично относится к российским интересам. Он беспокоится о своих собственных границах, в то время как США беспокоятся о границах всех остальных. И игнорирует свою собственную южную границу.
А основные европейские страны едва ли заботятся о десятке восточноевропейских стран, опрометчиво вступивших в НАТО. Никто не хочет воевать из-за Эстонии и Молдавии. И даже не может показать их на карте.
Race Bannon
Не случайно некоторые из лучших шахматистов всех времен были русскими. Наш парень даже в шашки не играет. Байден и его команда способны играть только в крестики нолики
Robert Hickock
Наши военные заняты новой этикой и прочей жалкой антивоенной ерундой. Рыба (армия) гниет с головы.
Jay V
У русских почти генетически закодирован страх перед вторжением захватчиков. На протяжении всей своей истории они подвергались нападениям многочисленных иноземцев (викингов, монголов, Франции, Германии и т. д.). Любые действия, в результате которых иностранная держава оказывается у их границы, приводит их в бешенство. Путин играет на этом чувстве страха, чтобы удержаться у власти.