После вполне логичного выхода Российской Федерации из зерновой сделки, в нынешнем её формате и исполнении походившей на тотальный военно-дипломатический фарс с украинской стороны, нежели на «Черноморскую зерновую инициативу», Киев предпринимает попытку выхода на новый уровень эскалации в регионе.
Повысить ставки киевский режим пытается зеркальным уведомлением оборонного ведомства о позиционировании следующих в Керченский пролив и российские порты в Восточном Причерноморье судов в качестве надводных средств, осуществляющих поставку грузов военного назначения. Таким образом, Киев анонсирует не только морскую эскалацию на черноморском ТВД, но и фактически объявляет «танкерную войну» в регионе.
Какие средства может задействовать противник?
Одними из наиболее серьёзных средств являются дозвуковые противокорабельные ракеты большой дальности RGM-84C/D/G, а также сохранившееся определённое количество аналогичных украинских ПКР Р-360 комплексов «Нептун». Данные ракеты являются аналогами российской ракеты Х-35У, применяемой в составе береговых ПКРК «Бал».
Невзирая на невысокую дозвуковую скорость полёта порядка 900—1 000 км/ч, эти ракеты отличаются радиусом действия от 220 до 280 км, сверхнизковысотной траекторией полёта 7—5 м на подлётном участке траектории, а также возможностью выполнения непродолжительных противозенитных манёвров «горка/змейка».
Тем не менее малая скорость полёта и отражающая поверхность около 0,2 кв. м делает эти ракеты достаточно простыми целями как для корабельных ЗРК «Панцирь-М» и «Штиль-1», так и для истребителей Су-30СМ морской авиации Черноморского флота. А это значит, что отразить удары в момент выхода из Севастопольской бухты надводные корабли во взаимодействии с «сушками» вполне способны.
Для применения «Гарпунов» и «Нептунов» по торговым кораблям в восточной части Черного моря ВСУ будут вынуждены задействовать в качестве носителей истребители МиГ-29А, Су-27 и Су-24М, выходящие на рубежи пуска из Одесской области в центральную часть акватории. Тем не менее реализовать такую тактику у противника вряд ли получится.
Находящиеся на патрулировании в 100 км западнее Крыма перехватчики МиГ-31БМ и истребители Су-35С будут легко обнаруживать украинские МиГ-29А и Су-24М радарами «Заслон-АМ» и «Ирбис-Э» ещё в момент прохождения над Одесской областью, после чего будет выполняться их перехват ракетами Р-37М задолго до выхода на рубежи пуска противокорабельных ракет.
Куда более серьёзную угрозу для торговых судов, а также больших десантных и малых ракетных кораблей ВМФ России в восточной части Черного моря могут представлять массированные удары безэкипажными катерами-камикадзе. В подобной ситуации необходимо создание импровизированного коридора безопасности, где торговые суда, а также БДК будут эскортироваться несколькими малыми ракетными кораблями типов «Буян-М» или «Каракурт», а также одним фрегатом класса «Буревестник», радиолокационные и оптико-электронные средства которых способны своевременно обнаружить приближающиеся атакующие группы украинских дронов.
Также подводные подступы к подобному коридору могут контролироваться гидроакустическими станциями МГК-335ЭМ-03 «Кряква», размещаемыми на кораблях классов фрегат и МРК для обнаружения приближающихся беспилотных субмарин противника.
Более того, утром 21 июля пресс-служба оборонного ведомства России опубликовала видео учений корабельной ударной группировки Черноморского флота с отработкой возведения противокорабельной зоны ограничения и воспрещения доступа и манёвра A2/AD, в ходе которой экипаж ракетного катера проекта 1241 «Молния-1» поразил 2,3-маховой противокорабельной ракетой Х-41 «Москит» надводную цель условного нарушителя/противника в одном из закрытых секторов акватории Черного моря. Следовательно, командование ВМФ (включая морскую тактическую авиацию) готово к провокационным действиям со стороны противника.