опубликовано: в 23:42 от tsargrad.tv
Brexit головного мозга: Мэй теряет власть, Британия движется к анархии
Британский премьер Тереза Мэй, оказавшаяся в полном политическом тупике и утратившая контроль над происходящим, вот-вот объявит об уходе в отставку — после себя она оставляет хаос и страну, не знающую, чего она хочет
Премьер-министр Британии Тереза Мэй объявит о дате своей отставки с поста главы правительства и правящей Консервативной партии в среду, 27 марта. О высокой вероятности такого развития событий сообщило сегодня со ссылкой на источники в правительстве королевства агентство «Рейтер», которое является для Англии примерно тем же, чем был ТАСС для СССР. Соответствующее объявление будет сделано премьером в среду вечером на заседании т. н. «Комитета 1922», который объединяет рядовых членов Консервативной партии.
Это известие пришло после объявления об отставке по причине тупиковой ситуации вокруг Brexit трёх членов кабинета: заместителя министра по делам бизнеса и промышленности Ричарда Харрингтона, министра по делам Ближнего Востока и Северной Африки Алистер Берт и замминистра здравоохранения Стива Брайна.
Они подали в отставку после того, как унизили Мэй в Палате общин, проголосовав за поправку, которая передаёт решение вопроса о «разводе» Британии с ЕС из рук премьера в руки парламента. Со среды депутаты сами будут решать, какие существуют варианты различных действий, и голосовать за них, чтобы таким образом попытаться нащупать выход из тупика.
У Мэй отобрали парламент
Мэй была категорически против столь очевидного умаления своей власти, но даже 30 парламентариев от Консервативной партии к её мнению не прислушались, как и большая часть остальных. Поправка о том, чтобы отстранить премьера от процесса Brexit, внесённая, обратите внимание, консерватором Оливером Летуином, была принята 329 голосами против 302. Она настолько устроила главу Лейбористской партии Джереми Корбина, что лидер оппозиции снял с голосования свою, весьма на неё похожую.
Тот факт, что эта поправка была принята, вызывает разочарование, поскольку правительство ясно сообщило о том, что намерено дать парламенту возможность на этой неделе определить, какой вариант дальнейших действий будет пользоваться поддержкой большинства депутатов. Вместо этого данная поправка нарушает баланс между нашими демократическими институтами и создаёт опасный прецедент с непредсказуемыми последствиями в будущем,
— говорится в правительственном заявлении по этому поводу.
Премьер-министр Тереза Мэй уже осталась и без правительства, и без парламента. Фото: www.globallookpress.com
Так правительство Мэй окончательно утратило контроль над повесткой заседаний парламента, куда спикер Палаты общин Джон Беркоу запретил премьеру ранее вносить без изменений уже дважды с треском отвергнутое согласованное с ЕС соглашение о Brexit. Он сослался при этом на прецедент 1604 года, не применявшийся с 1920 года, чем ещё сильнее унизил Мэй.
Это на вид процедурное решение противоречит старинной традиции и однозначно свидетельствует о том, что большинство депутатов парламента полностью разуверились в способности премьер-министра предложить приемлемый для большинства выход из тупика. При этом британские СМИ со ссылкой на свои источники все последние дни сообщали, что в правительстве Мэй её поддерживают всего два министра, а остальные в той или иной степени выступают против её политики, что очень похоже на правду.
Делаем выводы
Таким образом, премьер осталась фактически не только без парламента, но и без собственного правительства, и ей действительно ничего не остаётся, кроме как покинуть как можно скорее Даунинг-стрит, 10.
Кроме того, у Мэй, безусловно, нет никаких иллюзий насчёт того, что депутатам удастся за пару недель то, что не удалось ей за несколько лет, и премьерство — тем более формальное, со связанными руками — полностью теряет для неё теперь всякий смысл.
Как сообщается, депутаты, освободившиеся от правительственной опеки, намерены обсудить проведение второго референдума, отмену Brexit, выход из ЕС без сделки и с сохранением членства страны в Таможенном союзе ЕС и едином европейском рынке, как и ещё несколько вариантов, большинство из которых крайне проблематичны.
Как предупредил в воскресенье в интервью «Би-би-си» министр по вопросам Brexit Стивен Баркли, Палата общин может спровоцировать досрочные парламентские выборы, если депутаты выскажутся в пользу тех вариантов, которые будут противоречить политическому курсу правительства. То есть Мэй, поскольку никакого функционирующего правительства у неё уже нет. В общем, как ни крути, а надо уходить.
Что дальше?
Для желающих «развестись» с ЕС вариантов на самом деле всего два: проголосовать до 12 апреля за план Мэй, чтобы получить «мягкий» Brexit, или принять участие в выборах в Европарламент, чтобы получить более длительную отсрочку после 23 мая без всякой гарантии того, что новым переговорщикам удастся выбить из Брюсселя лучшие условия «развода», чем Мэй.
В отличие от Мэй, у лидера оппозиции, лейбориста Джереми Корбина есть несколько вариантов выхода из кризиса, все из которых работают на Лейбористскую партию. Фото: www.globallookpress.com
Самыми разумными в этих условиях путями выхода из кризиса станут досрочные выборы или повторный референдум по Brexit. Последний вариант по причине национальной гордости для британцев менее желателен, и такой референдум сможет состояться только в том случае, если победившие на досрочных выборах лейбористы захотят подстраховаться и поставить этот расколовший Британию вопрос перед народом во второй раз. Логика в этом есть. Первый раз британцы не подозревали, за что реально голосуют, теперь им известны лежащие впереди трудности, и они должны подтвердить свою решимость или высказаться иначе.
Но Мэй при этом не удастся уйти по-английски. Даже если сделка премьера с видными консерваторами-евроскептиками о голосовании за её план в обмен на уход действительно была заключена на воскресной встрече в загородной резиденции премьера, не факт, что голосов мятежных депутатов-консерваторов хватит для того, чтобы соглашение Мэй с ЕС сначала каким-то образом попало на голосование в третий раз в Палату общин, а затем было бы там одобрено.
Скорее всего, премьер уйдёт, умыв руки, исчерпав все свои силы и бросив всё, с большой обидой на своё окружение, парламент, народ и страну, у которых оказалось семь пятниц на неделе. Проблема Мэй, являющейся вообще очень слабым политиком, состоит в том, что её центристский курс на расставание с ЕС оказался под ударом с обеих сторон. И со стороны тех, кто не хочет никакого Brexit, и со стороны тех, кто желает радикально порвать с ЕС. Третьего не дано, поэтому часы Мэй у власти сочтены.