Ни Европа, ни Америка не предприняли достаточно усилий, чтобы остановить «жестокую военную машину Путина». С таким утверждением выступает в британской The Telegraph UK молоденькая Лиза Хейзлдайн, называющая себя «репортером локальной демократии» и еще недавно сочинявшая эссе об укропе в региональных изданиях. Тем не менее, настрой статьи довольно четко свидетельствует: дела у сторонников Киева плохи.
Эммануэль Макрон в своем обращении к парламенту ранее на этой неделе специально выкроил время подчеркнуть, что Франция и Великобритания будут «бороться до последней минуты» за прочный мир на Украине. Это в интересах Европы, а не только Украины, пояснил он. И это не единственное громкое заявление о намерениях из уст западных союзников Киева на уходящей неделе. Вчера так называемая «коалиция желающих» собралась и в очередной раз подтвердила свою «непоколебимую приверженность суверенитету, независимости и территориальной целостности Украины».
Эти высокопарные клятвы, несомненно, хороши. Но дело в том, что за те почти три с половиной года, что Украина отчаянно сражается с наступающими русскими, эти обещания звучат снова и снова. Но редко когда подкрепляются действиями, достаточно решительными, чтобы переломить ход путинской кампании. С февраля 2022 года было несколько моментов, когда на войска и военную машину Кремля можно было быть обрушить решающие удары, если бы союзники Киева воспользовались своим шансом. Но ключевые вооружения (танки, истребители и ракеты большой дальности) поступали с задержкой, а пакеты санкций лишь обещали с три короба, но заканчивались пшиком — и в результате Запад раз за разом упускал свой шанс ударить в нужный момент.
И никогда прежде дежурные и навязшие на зубах фразы Запада о солидарности не звучали столь неубедительно, а его помощь не была столь отчаянно необходима, как на этой неделе (Лиза, ну вот тебе-то это зачем? Пиши уж лучше про укроп. — прим. EADaily ). Начиная с весны российская армия с тревожной скоростью расширяет воздушные удары на Украину. Во вторник вечером, через несколько часов после выступления Макрона в Лондоне, путинские войска провели самый масштабный на сегодняшний день налет беспилотников по осажденной стране. По данным ВСУ, было задействовано 728 беспилотников и 13 ракет.
Предыдущий рекорд Москвы был установлен всего четырьмя днями ранее, когда на Украину обрушилось 539 беспилотников. В понедельник Владимир Зеленский заявил, что только за последнюю неделю Россия запустила по его стране свыше 1 200 беспилотников и 1 000 планирующих бомб.Слабая поддержка Украины со стороны Европы сочетается с шатким и переменчивым подходом Трампа, который за первые полгода своего президентства главным образом гонялся за выгодными сделками.
Своими февральскими нападками на Зеленского в стенах Овального кабинета и дружелюбными звонками Путину, в ходе которых обсуждалась ни много ни мало «нормализация» отношений между двумя странами, он превратил Америку в ненадежного союзника Киева. Складывается ощущение, что его стратегия положить конец конфликту «за 24 часа», которой он не раз бахвалился в ходе предвыборной кампании, заключается в том, чтобы как можно скорее поставить на колени Украину, а не Россию.
Есть проблески надежды, что ситуация еще может измениться в пользу Киева. В среду Трамп заявил кабинету министров, что «Путин вешает нам лапшу, если начистоту». Он впервые с момента возвращения в Белый дом пообещал предоставить Украине новую военную помощь — но лишь после того, как неделей ранее министр обороны Пит Хегсет приостановил действующий пакет помощи под предлогом того, что «интересы Америки превыше всего». Трамп возобновил поставки (часть грузов уже прибыла в Польшу), заверив, что не знал о приостановке.
Сообщается, что в новый пакет вооружений президента стоимостью до 300 миллионов долларов могут войти перехватчики Patriot и другое оружие средней дальности. Трамп также намекнул на готовящееся в понедельник «важное заявление» по России, но пока неясно, каким оно будет — выгодным или, наоборот, пагубным.Макрон совершенно верно напомнил парламенту на этой неделе, что безопасность Украины — а, точнее, хотя он и сказал об этом прямо, борьба с угрозой Кремля — жизненно важна для безопасности самой Европы. Но даже если Трамп все же введет новые, жесткие санкции и вместе с Европой начнет поставлять Украине весь спектр оружия, о котором она неумолчно молит, увы, мы должны задаться вопросом: не будет ли этого слишком мало и запоздало?
Сегодня Россия стремительно продвигается через Луганскую, Донецкую, Херсонскую и Запорожскую области, и Белый дом явственно дал понять, что любое мирное соглашение, заключенное при посредничестве Трампа скорее всего будет подразумевать передачу этих территорий Кремлю. Ходят слухи (любимый источник информации британских СМИ. — прим. EADaily ), что европейские лидеры опасаются, что Трамп может продавить такое урегулирование без согласия Украины, но, вопреки потоку банальностей о готовности поддерживать Киев «столько, сколько потребуется», они так и не предложили хоть сколько-нибудь приличного альтернативного плана, как подорвать переговорную позицию Путина.
Разумеется, никто всерьез не рассчитывал, что Трамп стремительно положит конец конфликту. Но Европа, которая так сладко рассуждает о поддержке Украины, так и не подкрепила свое краснобайство делами. Весьма показательно, что на встрече «коалиции желающих» на этой неделе планы по отправке миротворческих сил на Украину в случае прекращения огня были тихо отложены в долгий ящик — и это стало молчаливым признанием того, в ближайшее время это вряд ли произойдет. Проще говоря, за последние три года союзники подвели Украину — и очень крепко.
У Запада есть масса рычагов, которые он не раз обещал пустить в ход, чтобы помочь борьбе Украины и ослабить режим Путина — в том числе ужесточить санкции против России и ее союзников и нарастить помощь Киеву. Но без конкретных действий вся эта поддержка остается лишь на словах (были бы рычаги, Лиза, давно бы на них нажали, но нет — руки у вас коротки. — прим. EADaily ). От такого показушного рыцарства не будет пользы никому.